суботу, 3 січня 2009 р.

Телко-індустрія та світова криза (частина 1)

Попався мені на очі доволі цікавий ряд статей з блогу Telco 2.0 Ініціативи, характерних тим, що засновані вони на серії із п'яти інтерв'ю, взятих у професійного фінансового аналітика. То по ходу опрацювання цих статей я почав робити короткі тезисні викладки, першу частину яких і пропоную вашій увазі. По мірі опрацювання наступних статей я також буду викладувати сюди продовження. Попередньо думаю, що таких продовжень буде ще одне чи два.
---------------

Телко-бизнес и мировой кризис

Содержание
1. Введение.
2. Почему участники телко-рынка в нынешних условиях кризиса должны быть начеку и чем они должны озаботиться.
2.1. Сначала поговорим о вызовах.
2.2. Теперь несколько слов об открывающихся возможностях.
2.3. Что делать телко-компаниям во время кризиса.


1. Введение.
Тема влияния мирового кризиса на операторский бизнес рассматривается Telco 2.0 Инициативой в серии из 5-ти статей (понятное дело, что только вышеприведенными 5-тью статьями данная тема не исчерпывается. Но по состоянию на 29.12.2008 именно указанные 5 статей являются самой объемной публикацией по этому вопросу):
Главным источником информации по данной теме послужила серия интервью Джеймса Энка (James Enck), широко известного в узком кругу финансового аналитика, основателя одного из хедж-фондов и «потомственного» блоггера. Telco 2.0 Инициатива привлекла Джеймса к сотрудничеству, исходя из его незаурядного таланта излагать рекомендации и положения Telco 2.0 языком, доступным для понимания управленцами высшего звена предприятий-операторов.
В данном случае Джеймса попросили поделиться своими мыслями по вопросу «Что означает мировой кризис для телко-операторов?»
Я не буду детально пересказывать все что написано в вышеприведенных публикациях. Уверен, что наши люди грамотные, и желающие сами могут прочитать все в оригинале. Кроме того, не считаю себя специалистом, обладающим сколь-либо достаточными знаниями в области финансового менеджмента для понимания сути цифр, приводимых Джеймсом в качестве доказательств своего мнения.
Цель данного документа, как я ее вижу, - это просто попытка подсветить с личными комментариями и ремарками самые знаковые (с моей точки зрения, разумеется) моменты.
Прошу читателей иметь ввиду, что данный документ в некотором роде является ретроспективным (обратите внимание на даты интервью Джеймса Энка) взглядом на поведение и состояние телко-компаний в условиях развития кризиса. Этот факт считаю довольно значимым и полезным, т.к. он дает необходимый простор для определения трендов и основанных на них умозаключений в вопросе будущего развития телко-отрасли.

Off-topic on
Особо хочу отметить еще раз (потому что меня несколько раз упрекали, мол, «что-то твои описания ситуаций и выводы не очень сообразуются с «нашими» реалиями»): ситуация описана с точки зрения западного профессионала-аналитика и относится к западному же телко-рынку. У нас действительно многое (а возможно и все) может быть по-иному. Но на то и голова дана, чтобы примерять, сравнивать и анализировать. Пытаясь отобрать из западного опыта (кстати, намного более объемного) рациональные зерна, могущие помочь, или натолкнуть на мысль как что-то улучшить именно в «нашей» действительности.
Off-topic off

Итак, Джеймс Энк утверждает, что общее состояние телко-отрасли в условиях мирового кризиса с финансовой точки зрения является предметом зависти для других отраслей. Кризис ликвидности на финансовых рынках может обеспечить операторов уникальными возможностями для усовершенствования и трансформации их текущих бизнес-моделей. Но при одном условии: операторы действительно будут готовы инвестировать свой капитал в проекты развития, отвечающие духу Telco 2.0. Некоторые реальные примеры таких проектов будут рассмотрены в последующих разделах документа.
Далее Джеймс вкратце дает характеристику текущему состоянию финансовых рынков, основные события (в т.ч. случаи национализации, квазинационализации и передачи во временное государственное управление крупных игроков инвестиционного и финансового секторов экономики) и (внимание!) делает прогноз о будущем, главный лейтмотив которого заключается в неизбежной кардинальной перестройке:
  • механизмов концентрации капитала
  • и механизмов последующего реинвестирования капитала.
2. Почему участники телко-рынка в нынешних условиях кризиса должны быть начеку и чем они должны озаботиться.
Большинство кризисов (и этот не исключение) характеризуется как грядущими огромными вызовами, так и возможностями.

2.1. Сначала поговорим о вызовах.
  • Доверие клиентов (и партнеров – прим. мое). Характеризуется стремительным падением. Надо быть готовым к тому, что какая-то часть клиентов вообще уйдет.
  • Ликвидность в смысле деятельности предприятия (если она вообще еще сохранилась) демонстрирует явную тенденцию к снижению, или достигается только с помощью весьма дорогостоящих и трудоемких механизмов.
  • Ликвидность в глобальном смысле. Ясно видно, что выжившие инвестиционные банки кардинально изменят свой подход к ведению бизнеса (их вынудят к этому новые коммерческие, финансовые и регуляторные условия) и уже вряд ли смогут рассчитывать на столь дешевые ресурсы, как в докризисные времена. Конечно, какие-то венчурные фонды непременно останутся, но они тоже не смогут предлагать своим клиентам дешевые деньги, к которым имели доступ.
  • Говоря о CapEx'e один из представителей телко-отрасли охарактеризовал нынешнюю ситуацию как «слон в комнате». Дело в том, что текущие нужды всей промышленности для выхода из кризиса составляют примерно 1 триллион (10 в 12-й степени) долларов. И далеко не все предприятия имеют равный доступ к наличиствующим скудным финансовым ресурсам. Т.е., конкуренция распространяется еще и на сферу доступа к источникам рефинансирования. Некоторые предприятия будут «равнее», чем другие, в плане доступа к источникам финансирования и размера кредитного процента (если речь пойдет о кредитах). И, видимо, зависящие от венчурного капитала телко-компании с более длинной историей существования будут иметь преимущество перед недавно образованными. Но в любом случае те, кто не будет предпринимать никаких мер, - погибнут, а активные – получат шанс на выживание. Ну и последняя ремарка в этом ряду: Интернет-компании, бизнес-модели которых основаны на спекулятивном капитале (те, которые с помощью кредитных ресурсов планировали набрать большой объем пользователей, например, на основе социальных сетей, а потом начать извлекать 10-кратный доход), оказались в незавидном положении по сравнению с теми, которые предлагали пользующиеся спросом услуги для своих конечных пользователей (например, услуги специально для семейных офисов).
2.2. Теперь несколько слов об открывающихся возможностях.
На первый взгляд тяжелые времена наступили и для телко-компаний, но если посмотреть в сравнении, то их доходность остается довольно высокой. 2-3 миллиарда евро чистого годового дохода – это отнюдь не уникальность даже для относительно небольших телко-компаний. В стране нищих человек с одним евро в кармане – король. Так давайте посмотрим каким же образом телко-компании могут эффективно воспользоваться своим относительным богатством.
  • Люди. На улице окажутся много действительно толковых профессионалов из различных предметных областей. Для телко-компаний самое время подумать над «улучшением своего коллективного ДНК» (а также, возможно, диверсификацией направлений бизнеса) и подобрать соответствующих лучших специалистов.
  • Активы. Появится (и уже появились) масса возможностей по бросовым ценам выкупить различные активы различных предприятий. И не только лишь оборудование. Некоторые банкроты, основанные на венчурном капитале, обладают уникальными технологическими платформами и иными ресурсами, которые телко-компании способны монетизировать. Но внимание! Для реализации огромного потенциала в этом плане телко-компании должны кардинально поменять свое мировоззрение и видение своей перспективы (например, в духе Telco 2.0 Инициативы), иначе можно впустую потратить деньги.
  • Чем заняться во время кризиса. Вместо того, чтобы постфактум анализировать список закрывающихся кантор и смотреть/выбирать интересные для себя компании, существует и иной вариант. А именно - направить свое внимание на компании, которые еще не успели приостановить (прекратить) свое функционирование и попытаться договориться с ними о совместной деятельности на каких-то выгодных для себя условиях. Речь не идет о том, чтобы телко-операторы подменяли собой венчурные фонды. Речь идет о том, что некоторые компании, оказавшиеся «на мели», но еще не обанкротившиеся (пока еще сохранившие свое интеллектуальное ядро), обладают разработками, могущими заинтересовать телко-операторов. То есть в этих условиях телко-компаниям надо сначала прикинуть и пересмотреть свои стратегические цели развития, и уже потом в соответствии с ними подбирать «ИТ-канторки», обладающих продуктами/услугами, которые операторы либо не могли, либо не хотели создавать своими силами. Попросите своих партнеров и клиентов, чтобы они сообщали вам о таких интересных ИТ-компаниях, поскольку внимания одних только телко-операторов не хватит, чтобы уследить за всеми. Разработайте пакет предложений по реинвестированию (во что именно вкладываем, какую сумму, на какой срок и на каких условиях) таких ИТ-компаний.
2.3. Что делать телко-компаниям во время кризиса
Все вышеперечисленные размышления предполагают что кризис затянется на несколько лет.
Далее Джеймс говорит о том, что даже на момент написания данной статьи телко-компании (в мировом масштабе) обладали по сравнению с иными отраслями значительными оборотными средствами даже еще не приступая к глобальному урезанию своих CapEx'ов. И их привлекательность для инвесторов должна возрасти еще больше когда кризис поутихнет, вся мировая экономика переосмыслит полученный урок, и начнется эра всеобщего интереса к предприятиям и отраслям, характеризующихся минимальным риском (risk-aversion era).
Далее Джеймс Энк заостряет внимание на вещах, о которых следует постоянно помнить в данное сложное время, и которые помогут телко-компаниям выйти из кризиса гораздо более сильными:
  • Ни в коем случае не стоит суетиться и паниковать. Телко-отрасль пока довольно сносно себя чувствует. И крайне веских причин для беспокойства пока нет. Главное – ни в коем случае не забывайте и постоянно мониторьте потенциальные возможности для телко-компаний, о которых уже упоминалось выше (см. п.2.2).
  • Следует быть готовым к любым неожиданностям и невероятным ситуациям. Если телко-компании до сих пор не разработали план действий на случай Апокалипсиса, то сейчас самое время сделать это. И следует быть максимально честным во взаимоотношениях с рынками капитала/инвестиций в вопросах оценки настоящей и возможной в будущем ситуации. Не следует брать пример с компаний, искусственно завышавших свою финансовую привлекательность. Все уже увидели к чему это приводит.
  • Не предоставляйте своим клиентам лишних поводов прервать с вами деловые отношения. Понятное дело, что какая-то часть клиентской базы уйдет. Не от хорошей жизни, конечно. Но не стоит еще более их разочаровывать, а наоборот – удвойте усилия в направлении качества обслуживания! Уход клиентов в данное сложное время, вызванный причиной падения качества операторских сервисов – категорически недопустим!
  • «Заворачивайте» свои рыночные предложения в «осторожно и тщательно выверенные маркетинговые обертки». Откажитесь от фривольных, глупых и отвратно-энергичных маркетинговых кампаний в пользу делового, практичного и выдержанного стиля. Например (во времена экономических кризисов небольшая безобидная маркетинговая ложь является допустимой):
  • «наши сервисы основаны на хорошем соотношении цены и качества»,
  • «развлекательные сервисы по сниженным ценам»,
  • «расширение ваших полномочий посредством доступа к нужной информации»,
  • «наши услуги столь же необходимы как электричество и вода».
  • (Главное!) Используйте шанс измениться. Кризис обладает уникальной способностью сплачивать лучшие умы. Во время кризиса исчезают классические психологические бальеры и предрассудки, рождаются новые нетрадиционные и неординарные подходы. Ранее уже говорилось о шансе телко-операторов во время кризиса «улучшить свое ДНК» путем сотрудничества (а возможно и прямого финансирования) с небольшими инновационными ИТ-компаниями, обладающими какими-либо интересными инновационными активами и идеями. Наравне с этим стоит наконец честно и непредвзято оценить всю прежнюю деятельность и статегию. Останется ли им место, будут ли они иметь смысл в будущем новом и кардинально измененном мире.
Из чего же начать? Наверное с понимания идей и рекомендаций, содержащихся в «Telco 2.0 Манифесте» (перевод на русский опубликован здесь). Следующим реальным шагом может быть практическая имплементация идей двусторонней бизнес-модели (основы понимания этой модели на русском опубликованы здесь).

(продолжение следует)

Немає коментарів: