неділя, 13 липня 2008 р.

"Двонаправлена бізнес-модель Telco-оператора" (закінчення)

Фактично цим розділом я завершую вступ до теми двонаправленої бізнес-моделі telco-операторів.

Першу, другу, третю і четверту частини теми дивитися тут, тут, тут і тут відповідно.
Далі, думаю, ми ще звертатимемось до цієї перспективної моделі. Зокрема, може, колись пізніше я ще зупинюсь на, мабуть, першій практичній реалізації двонаправленої бізнес-моделі у вигляді організаційно-технологічної платформи Теленором AS, котрий реалізував її на платформі CPA (Content Provider Access) з використанням рекомендацій IP Sphere Forum відносно операторської SOA-based архітектури.

В останній частині теми двонаправленої бізнес-моделі telco-операторів поговоримо про те, як ця модель співвідноситься з технологіями та інноваціями в операторському середовищі.

--------------------------------------

Технологии и инновации

Технологии и инновации конечно тоже являются движущими силами прогресса. И некоторые telco-операторы уже работают над технологическими платформами, обеспечивающими функционирование двунаправленных бизнес-моделей и новых продуктов, основанных на передаче голоса и [мгновенных] сообщений. Но проблема заключается в том, что усилия таких первопроходцев в результате пока не приводят к большому коммерческому успеху.
Так что же по этому поводу говорят и думают сами операторы.

Существуют ли какие-либо технологические барьеры, ограничивающие ASP-провайдеров (application service providers) в использовании альтернативных механизмов доступа к интересным (в плане бизнеса) данным о пользователях? В смысле к тем данным, которые можно получить без посредничества операторов?

Да. Иногда такие барьеры существуют. Например, в принципе ASP-провайдерам можно было бы получать CDRs (call detailed records) прямо с мобильных телефонов конечных пользователей через специальные Java-приложения. Но ввиду сразу возникающих при этом сложностей с соблюдением конфиденциальности, действующих регулятивных актов и проч. намного проще эти данные брать у операторов. Иногда пользователям нужен универсальный сервис «упаковка и доставка услуги/продукта», который не может быть подменен т.н. edge-подходом типа «GPS в мобильном телефоне» (имеется ввиду, что такие узкоспециализированные функции мобильного телефона не могут удовлетворить широкий спектр желаний пользователей). Иногда сами экономики неоператорских решений не могут быть гармонично состыкованы – именно по этой причине доходы операторов от сервисов, основанных на микроплатежах (типа премиум-SMS), являются столь значительными.

Если принять во внимание большой успех и будущее бизнес-модели Apple, то в таком случае у telco-операторов просто не остается шансов. Ведь Apple практически начинает контролировать все аспекты пользовательских отношений: это происходит с iPhone, с AppleTV, и это вполне может произойти с iPod Touch on Wifi. Если данная стратегия Apple окончательно подтвердит свою жизнеспособность, то сразу найдется масса последователей (например, тот же Android), которые начнут использовать telco-операторов исключительно в роли простой «трубы» для передачи данных. Такой исход ставит под угрозу принцип двунаправленной модели Telco 2.0. Как же справиться с этой угрозой?

А telco-операторам следует разрабатывать и внедрять такие услуги, которые еще больше продвинут и усовершенствуют опыт Apple :). Интегрируйте ITMS (iTunes Music Store) с функционалом биллингового pre-paid, создавайте CDN (content delivery networks), интегрируйте все это с устройствами типа BT home hub – для операторов все это является превосходной возможностью продавать продукты и сервисы Apple (в первую очередь за "комиссионные")!

Как оператору воедино собрать разрозенные данные о пользователях, хранящиеся во многочисленных закрытых системах?

Самые главные, принципиально новые навыки, которые telco-операторы должны у себя развивать, заключаются в новых подходах к управлению информационными активами, массивами данных и методами их добывания. Сегодня эта информация и данные действительно фактически заперты в слишком многих не подходящих для этого местах, в не подходящем формате и в плохом качестве. Поскольку есть спрос и доход от бизнес-технологических платформ, использующих эти данные и эту информацию, то, наверное, пришла и необходимость решать некоторые из этих проблем как можно ближе к корневым причинам их возникновения.

Занимался ли кто-либо проблемой утечки доходов (хищений) в розничной модели? Является ли решение данной проблемы ценным само по себе? Ведь, если взять аналогию медиа-музыкального пиратства, то по данным организации Institute for Policy Innovation потери от него только США составляют порядка 20,6 млрд. долларов и 141,000 рабочих мест.

Telco-операторы действительно могут помочь в плане обеспечения безопасной передачи информации между конечными пунктами и сократить утечки. Плюс к этому telco-операторы могут помочь в организации дешевых каналов сбыта, что поспособствует снижению стоимости лицензионных версий медиа- и музыкального контента и, в конечном итоге, большему желанию его покупать. Поэтому пока за технологиями DRM не закрепилось однозначное будущее в этом плане, то безусловно существуют простые и легкие альтернативы в лице услуг и сервисов telco-операторов.

Для того, чтобы быть успешными в рамках новой бизнес-модели telco-операторам следует реально проводить инновационную политику. За последних 10 лет этого как-то не замечалось. Какие фундаментальные изменения должны у себя произвести операторы, чтобы доказать свое стремление к подлинному новаторству?

Операторы проводили инновационную деятельность. Только далеко не всегда таким образом и способами, которые бы соответствовали потребностям в инновациях именно с точки зрения продуктов и услуг, предназначенных для конечного потребителя. Например, разворачивание сети требует большого опыта в построении цепочек поставок. Telco-операторы всегда [малопродуктивно] разрывались только между добычей данных и их хранением. А сейчас им надо кардинально поменять свой менталитет, прочувствовать важность и перспективу оптовых продаж продуктов и сервисов, сфокусироваться на задаче как сделать их дешевыми, простыми и быстрыми (в доставке) для своих партнеров путем интеграции всех этих механизмов с операторскими BSS/OSS системами.
Иными словами, тот из операторов, кто скажет: «У нас это сделать невозможно. Потому что у нас слишком много унаследованных (legacy) систем, политик и механизмов», - однозначно не выживет в конкурентной борьбе.

Для некоторых рынков 80-90% утилизации потребляемой полосы пропускания достигается за счет P2P-линков. Т.е., telco-операторы уже столкнулись со 100%-й утилизацией потребляемой полосы пропускания, поэтому контент-проекты типа Joost, или ibbc iplayer уже не делают погоды для ISPs в плане их затрат.

(Иронично) Гггггг :))). Приведенные цифры операторам еще только предстоит увидеть! И уж точно 100%-й утилизации линков пока нет нигде, поскольку, зная своих пользователей, операторы уже бы столкнулись с их вполне ожидаемой реакцией на такой факт :). На самом деле утилизация каналов P2P-линками составляет в настоящее время где-то около 26%. Гораздо большей проблемой сегодня является потоковое медиавещание. Во многих рыночных нишах сейчас наблюдается возрастание издержек на поддержание высокоскоростных транспортных соединений (backhaul) в зоне т.н. «средней мили» (middle mile). В том смысле, что возрастание интенсивности скачивания видеоконтента приводит к инкрементальному увеличению издержек для ISP даже тогда, когда ISP имеют пиринговые взаимоотношения с этими контент-провайдерами. На блоге Telco 2.0 Инициативы уже публиковались данные, указывающие на троекратное увеличение издержек для одного ISP из Великобритании через месяц после выпуска на рынок услуги iPlayer. Для беспроводных же технологий, судя по тенденциях за последний год, увеличение трафика ввиду все большего распространения 3G USB модемов (3G dongles) может составить 1000% и больше процентов. Т.е. вполне вероятно, что просмотр видеофильмов на лэптопах и ноутбуках станет головной болью мобильных операторов (в смысле их затрат).

Telco-операторы не обладают такой инновационной культурой и опытом как Интернет-компании. Вследствие этого как же они смогут продвигать инновационные стратегии, основанные на двунаправленной бизнес-модели?

Telco-операторы являются экспертами в области построения и эксплуатации сетей, предназначенных для доставки имеющих ценность битов и байтов, например, телефонных звонков и широкополосной передачи данных. Telco-операторы считаются брендами, которые ассоциируются с высокой степенью доверия посредством их биллинговых взаимоотношений. Бизнес-платформа, основанная на двунаправленной модели, помогает им строить то, в чем они хороши, и отнюдь не предназначена для диверсификации усилий операторов в тех сферах, в которых они вряд ли смогут успешно проводить свою инновационную деятельность (например, медиабизнес).

Известны свежие примеры других инициатив по созданию различных платформ, которые до сих пор не вызвали ожидаемого интереса. Речь идет, например, о Sprint’s Open Mobility Platform. Посему вопрос: насколько реально полезными являются возможности, которые готовы предоставлять платформы, основанные на поддержке двунаправленной бизнес-модели?

Описывая перспективы и возможности двунаправленной бизнес-модели, Telco 2.0 Инициатива фокусировалась на несколько иных точках зрения. Большинство существующих сегодня инициатив (по приведенному уже примеру Sprint'a) сосредоточены на открытых сетевых API-интерфейсах (включая инициативу British Telecommunications Web21C). Но во всех этих инициативах совершенно не уделяется внимание следующим вещам:
  • Более пристальное внимание к бизнес-моделям, основанным на специальной обработке и использовании существующих баз данных о розничных клиентах, как коммерчески более привлекательным, чем бизнес-модели, основанные на производстве VAS-услуг
  • Использование определенным образом информации о клиентах и потребителях в продуктах и услугах telco-операторов и их партнеров
  • Реальные аргументы и убеждение партнеров в том, что данная модель ориентирована на длительную перспективу, за ней будущее и ее можно использовать в качестве мощного фундамента для своего бизнеса
  • Стратегии и каналы продаж
Конечные устройства сети уже являются более интеллектуальными, чем сама сеть. Является ли это свидетельством того, что telco-операторы навсегда стали заложниками Закона Мура (пояснение: у «Закона Мура» есть много толкований. В данном случае речь идет о возрастании объема трафика, порождаемого конечными устройствами сети. Подробнее об этом можно почитать здесь)?

Нет. Вспомните аналогию между телекоммуникационной отраслью и отраслью морских контейнерных перевозок, которая упоминалась в контексте обсуждения перспектив широкополосного доступа. Морские контейнеры могут быть заполнены iPod’ами, плазменными мониторами, или рулонами туалетной бумаги, но «интеллектуальность» груза совершенно не имеет значения для провайдера логистических услуг. В цифровом мире все еще существует проблема, связанная с управлением цепочкой передачи данных (аналог поставок товара), подлежащая решению. Например, управление аутентификацией (аналог накладных и портов проверки), доставка предустановленного (pre-installed) и распространяемого (distributed) программного обеспечения, управление средами домашних сетей и проч..

Как определить тренды развития самого характера контента (типа, контент будет приобретать черты FaceBook, MySpace, или чего-то иного)? Будет ли контент генерироваться напрямую конечными пользователями? Насколько telco-операторы будут эффективными в интеграции и доставке такого контента прежде чем его ценность устареет?

Подробнее ответ на данные вопросы дан в аналитическом отчете Telco 2.0 Инициативы «Voice & Messaging 2.0». Здесь же только следует отметить, что задачей telco-операторов не является предсказание того какие приложения приобретут популярность. Задачей telco-операторов является обеспечение точки интеграции всех таких инновационных продуктов. Вот неплохой пример: оператор совершенно не обязан обеспечивать хостинг специализированного пользовательского приложения-календаря, поскольку это не его, не операторская, задача. Но он должен знать кто именно оказывает услуги такого рода и обеспечить, скажем, высокоуровневому приложению А простую и удобную возможность вставки какого-либо события из этого календаря в условиях, когда это высокоуровневое приложение А ничего не знает о том где этот календарь реально хостится.

В условиях множества вопросов из области общецивилизационных проблем (скопление автомобильного транспорта, транспортировка больных и логистика в сфере здравоохранения, городское/сельское развитие и т.п.) не должны ли роль и видение Telco 2.0 Инициативы быть расширены, чтобы включать в рассмотрение и эти вопросы? Это же касается и модели функционирования Сети 21-го Столетия British Telecom'a, в которой вопросы сокращения издержек и ухода от PSTN-репликации сервисов становятся более важными, чем вопросы повышения качества и увеличения номенклатуры широкополосных услуг.

Множество подобных вопросов являются вопросами инфраструктурного плана. И двунаправленная бизнес-модель не позиционируется как решение для устранения проблем подобного рода.

Полезно ли telco-операторам учиться у розничных торговцев типа Tesco тому как использовать информацию о своих клиентах для коммерческих целей?

Абсолютно! Да, да, и еще раз да! Очень хорошая идея. В частности здесь описан атипичный и крайне любопытный пример одной авиакомпании, позволивший ей значительно увеличить свой доход.
На очередном апрельском (2008) Telco 2.0 Brainstorm'e всеми участниками был достигнут консенсус в следующем вопросе: реальная ценность telco-операторов заключается в:
  • создании новых сервисов
  • возможностях управления различными типами взаимоотношений, предоставляемых операторскими BSS/OSS системами
  • предоставлении доступа к этим сервисам и возможностям всем, кто нуждается в API к ним с целью включения их в свои инновационные продукты
Существует масса компаний, которые потенциально крайне заинтересованы в операторских активах (информационного характера) и возможностях. Главный вопрос состоит в том, что мало кто из этих компаний, и из операторов понимает каким образом можно на них заработать.
Ответом на данный вопрос является формирование альянсов, заинтересованных и способных:
  • выстраивать многокомпонентные продукты и услуги на базе сервисных и ресурсных активов своих членов
  • разрабатывать и привлекать различные каналы распространения, принадлежащие как своим участникам, так и партнерам
И все это делается для вывода продуктов, составленных таким образом в том числе и из telco-активов, на новые громадные рынки, состоящие из десятков тысяч потенциальных upstream-пользователей.

Рекомендации для telco-операторов

1. Хорошо подумать (посчитать) куда инвестировать средства. Например, как правило ожидания telco-операторов насчет приобретения значительных прямых (коммерческих) дивидендов от инвестиций в разворачивание сетей Triple Play не оправдываются. Инвестировать средства операторам прежде всего следует в продукты и услуги (и модели их продаж), предназначенные для конечных потребителей (в т.ч. usptream-партнеров).

2. Изучить локальное законодательство насчет доступа и использования персональных данных пользователей.

3. Мониторить и изучать («держать ушки на макушке») продукты и бизнес-модели «околоtelco»-компаний, доказавших свою реальную эффективность. Для выдачи предложений этим компаниям, направленных на усовершенствование (большее распространение) их бизнес-моделей дополнительными услугами операторов, что должно привести к значительному увеличению дохода всех сторон.

4. Серьезно задуматься о новых подходах к принципиального решении вопросов организации, хранения и доступа к своим информационным активам (данные о пользователях, данные биллинга и пребиллинга и т.п.). Прикинуть какие средства OSS/BSS могут помочь в этом (но для этого сначала разобраться какие процессные блоки модели TMF eTOM покрывают эти группы процессов).

5. Подумать насчет усовершенствования каналов сбыта для дистрибьютерских компаний, занимающихся розничной продажей музыкального и видео-контента. Основной акцент – снижение потерь этих компаний от хищений по причине контрафакта, а также снижение стоимости владения их каналами сбыта.

6. Задуматься и быть готовым к последствиям распространения потокового медиавещания и, соответственно, к узким местам «средней мили». Посчитать во что может обойтись содержание транспортной инфраструктуры «средней мили». Сравнить различные решения (технические, организационные, лоббирование определенных законодательных актов и т.д.) для проактивного устранения возможных негативных факторов.

7. Еще и еще раз напоминать себе, что инвестиции следует планировать и осуществлять, исходя из своего прямого бизнеса – профессиональной передачей битов. Двунаправленная бизнес-модель оператора не предназначена для диверсификации его бизнеса (например, для перевода деятельности оператора еще и в медийный бизнес).

8. Постоянно учиться у различных логистических компаний, оптовых торговцев, супермаркетов и т.д., и «примерять на себя» их решения и бизнес-модели. Брать от них все самое полезное.

9. Подумать насчет создания альянсов (и кандидатов на участие в них), предназначенных для совместной разработки, продвижения и продажи принципиально новых «многокомпонентных» типов услуг.

10. Всегда помнить в чем заключается основная ценность telco-операторов:
  • создание, быстрая апробация и внедрение новых сервисов
  • возможности управления различными типами партнерских взаимоотношений, предоставляемых операторскими BSS/OSS системами
  • предоставлении доступа к этим сервисам и возможностям всем, кто нуждается в API к ним, с целью включения их в свои инновационные продукты

Немає коментарів: