субота, 14 червня 2008 р.

"Двонаправлена бізнес-модель Telco-оператора" (продовження)

Продовжуємо тему.

Першу і другу частини дивитися тут і тут відповідно.


-----------
Отношения с Google

Пример с Google выбран потому, что на этом примере почти все наиболее часто возникающие у telco-операторов вопросы можно свести к трем:
  • А не сделает ли это Google первым?
  • Как можно конкурировать с Google?
  • Не выгоднее ли Google создать/купить/перепрофилировать отдельного telco-оператора для каждого из своих рыночных сегментов?
Для ответа на данные вопросы сначала надо себе представить насколько огромной и дорогостоящей инфраструктурой суммарно владеют telco-операторы. Участники Telco 2.0 Инициативы в одной из своих статей особо подчеркнули тот факт, что если бы собрать все деньги (все 100% !), которые крутятся в индустрии рекламы во всем мире, то их все-равно бы не хватило для решения всех проблем в telco-отрасли. Кроме всего telco-операторы владеют уникальным информационным ресурсом. И Google прекрасно знает (по крайней мере с 2004 года), что в прямой конкурентной борьбе с операторами он проиграет.
Ниже приводится ряд ответов (мнений) Telco 2.0 Инициативы на вопросы, волнующие telco-операторов.

Google со своей услугой Google Maps уже оперирует с пользовательскими данными. За какой тип информации, имеющей отношение к данным о пользователях, и которой располагают мобильные и сетевые операторы, Google согласен платить?

Ну, во-первых, в области контекстной рекламы Google весьма заинтересован в информации какие бесплатные телефонные номера использует клиент. Далее, Google интересуют демографические группы, к которым принадлежит клиент, его любимые web-сайты. Потому что до сих пор во многом контекстная реклама от Google бъет вслепую, «по площадям». Telco-операторы также могут принять на себя распространение сервисов Google Maps на мобильные телефоны и иные персональные устройства отображения информации, предпринять шаги к реализации для своих клиентов услуги «клик по карте» с целью получения ими сведений о продавцах, вендорах и занесению их в персональные адресные книги, для интеграции поиска по персональной адресной книге с поиском на Google и т.п..

Какой интерес telco-операторов в поддержании и развитии своих огромных и дорогих инфраструктур, ведь уже существует еще огромнее и намного более универсальнее, и имя ей - Интернет?

(иронично)
Угу. Существует. Без механизмов платежей, без механизмов идентификации, без механизмов выделения полосы пропускания по запросу, без гарантий хранения и доставки информации, переполненная спамом и мошенничеством… Потому-то люди и продолжают использовать инфраструктуры telco-операторов, а не уходят поголовно в Интернет.

Какие инфраструктурные элементы или служебные сервисы, которыми владеют telco-операторы, являются уникальными, и не могут быть переняты/использованы «околоtelco-компаниями» типа Google. Раньше считалось, что таким сервисом может быть, например, определение местоположение абонента, но Google уже показал, что это не так и успешно его использует.

По мнению Telco 2.0 Инициативы основным преимуществом telco-операторов в данном случае являются не какие-либо отдельные элементы, а сама возможность нарезки полос с различными характеристиками и группированию их с соответствующими сервисами для последующей продажи полученных комбинированных услуг (см. рис.4 и рис.5).


Рис.4. Переход от модели «обычного» broadband'a в сторону модели «slice and dice»


Рис.5. Реальный пример модели «slice and dice»

Техническими возможностями для выпуска на рынок продуктов, основанных на такой технологической модели (т.н. модель «slice and dice»), никто кроме telco-операторов не владеет.

Telco 2.0 Инициатива говорит: «Жизненно важно (и перспективно) всем игрокам рынка вместе участвовать в создании высокоуровневых приложений для конечных пользователей на основе интеграции своих уникальных сервисов». Но Google утверждает, что telco-операторы ему не нужны, потому что Google-сервисы сами по себе являются всего лишь «контентом поверх высокоуровневых сервисов». Посему они даже не нуждаются в биллинге. Ведь telco-операторы не продают CPE (конечные устройства), в чем мог бы быть заинтересован Google. У telco-операторов якобы есть только одна интересная для Google вещь – возможность обеспечения QoS. Но даже в этом случае не понятен механизм монетизации этой возможности. Ведь пользователи не желают платить за различие в параметрах QoS, они хотят плоских тарифов!

Telco 2.0 Инициатива по данному вопросу утверждает, что это со стороны Google гнусная ложь :))). И предлагает взглянуть еще раз на уже приведенную ссылку, которая объясняет в чем именно состоит предмет зависти Google по отношению к telco-операторам.

В принципе понятен интерес telco-операторов к сотрудничеству с «околоtelco-компаниями» (особенно с собственниками и обработчиками контента). Но в чем заключается интерес последних к такому партнерству? Ведь они уже владеют всеми необходимыми данными для автономной деятельности (пользовательские профили, точки присутствия по типу Google etc)!

Данные, которыми располагают telco-операторы и данные, которыми располагают собственники и обработчики контента, имеют разную природу (см. рис. 6 «Типы пользовательских данных, которыми владеют telco-операторы»). Собственники и обработчики контента не имеют возможности включать в свои продукты сервис их доставки к конечному потребителю. Они также не имеют возможности централизованно обрабатывать денежные потоки от конечных потребителей в случае продаж им продуктов, составленных из VAS партнеров. В отличие от telco-операторов.


Рис. 6. Типы пользовательских данных, которыми владеют telco-операторы

Почему Google не может купить ряд telco-операторов и подчинить их задаче доставки Google-сервисов клиентам?

В принципе это возможно. Но экономически нецелесообразно. Доходов от рекламы в данное время недостаточно для содержания современных операторских инфраструктур на должном уровне.

Рекомендации для telco-операторов

1. Создать (и поддерживать в актуальном состоянии) топ-лист "околоtelco-компаний" - главных кандидатов на партнерство. С «мелочью» вряд ли стоит связываться (разве что суммарный доход «мелочи» составляет значительную часть рынка. Т.е., возможно характеризует собой long tail).

2. Не ввязываться в прямую конкуренцию с "околоtelco-компаниями"! Всегда помнить, что основной бизнес оператора – это профессиональная доставка битов из точки А в точку Б.

3. Рассматривать "околоtelco-компании" исключительно как перспективных партнеров, способных принести значительный доход с «неоператорских» рыночных ниш.

4. Четко понимать свои сильные стороны по сравнению с "околетелко-компаниями". Основные из них:
  • возможность нарезки полос пропускания разной стоимости и комбинация их с сервисами,
  • дилинговый центр обработки платежей всех участников цепочки добавленной стоимости
  • использование уникальных данных о пользователях для целевой/контекстной рекламы) партнеров.
5. Прекрасно понимать бизнес-модель деятельности "околоtelco-компаний". Для этого любыми путями «подружиться» с ними (с их топ-менеджментом).

6. Разработать набор предложений к "околоtelco-компаниям" на основе собственных бизнес-моделей деятельности. В предложениях четко указать роли каждого участника в цепочках формирования добавленной стоимости и end-to-end схемы осуществления расчетов.


Немає коментарів: