Колись давно на основі матеріалів Telco 2.0 Ініціативи намалював презентаху для керівництва. То спробую тут перевести її з формату ppt у формат блогу.
Отже, пропоную вашій увазі першу частину:-------------------------------------
Где лежат деньги в telco-бизнесе и как их извлечь:
- Анализ и прогноз 2007-2012-2017
- Факты и комментарии
- «Что делать?»
Содержание
- Что плохо в настоящее время?
- Что такое Telco 2.0? Цели и задачи.
- К чему Telco 2.0 предлагает идти. Каким путем.
- Прогнозы развития Telco-отрасли (2007-2012-2017).
- Методология Telco 2.0
- Фрагментация систем по доставке трафика (транспортная сеть).
- Примеры сервисов согласно идеологии Telco 2.0.
- Главные стратегии, предлагаемые Telco 2.0
- Выводы (чем это все грозит/полезно оператору).
Quo vadis? Куда идти? Этот вопрос сегодня стоит перед любым связистом мира.
Чтобы как-то определиться со стратегией развития отрасли связи в Европе стали регулярно проводиться совещания руководителей телефонных компаний под названием «Telco 2.0 Industry Brainstorm», т.е. мозговая атака в условиях наступления Интернета. В марте этого (2007) года в Лондоне состоялась очередная такая встреча с целью обсуждения темы «Как делать деньги в операторском IP-мире?». В частности она была посвящена анализу результатов опроса участников прежнего совещания (октябрь 2006). Тогда 82% руководителей телефонных компаний ответили, что не знают как обеспечить устойчивый рост доходов в новых условиях и не знают какую стратегию выбрать, что в свою очередь приведет к еще большим потерям на рынке услуг связи.
Вот пять главных на сегодняшний день опасностей, по мнению 200 опрошенных:- Ведущие Интернет-провайдеры запускают у себя мобильную телефонную услугу;
- Wi-Fi становится массово доступной;
- Ведущие телефонные операторы в Европе будут поглощены ИТ-компаниями;
- Фиксированная Интернет-телефония достигает критической массы и становится массовой;
- ИТ-компании крадут значительную часть бизнеса по доставке услуг у телефонных операторов.
На октябрьском (2006 г.) «Telco 2.0 Brainstorm» в Лондоне James Enck, консультант British Telecom, выступил с докладом под броским названием «Десять причин, почему я ненавижу связистов», в котором попытался объяснить пессимизм инвесторов, их нежелание вкладывать деньги в развитие телефонных компаний.
Упреки инвесторов
- Телефонные компании теряют контроль над базовой сетью. Вместо простого учета пропущенных вызовов им следовало бы заняться монетизацией контента, связанного с телефонным вызовом.
- Следует понять, что «голос» - это сегодня не услуга, а всего лишь одно из свойств более сложных услуг, наряду с такими свойствами как мобильный вызов, данные о присутствии (presence), мгновенный обмен сообщениями (instant messaging) и другие, на основе которых формируются новые услуги группами web-сообществ (web-communities). Следовательно, стратегия телефонных операторов должна состоять не в том, чтобы остаться сторонними поставщиками голосовой платформы, а в том, чтобы войти внутрь процесса создания новых услуг.
- Телефонные компании не в силах осознать, что пользователи уже не хотят покупать то, что им предлагается. Т.е., им следовало бы продавать не «голый» ADSL-доступ, а достаточно богатый пакет услуг.
- Операторы связи прежде процветали в условиях дефицита сетевых ресурсов, а будущее следует строить в условиях их избытка.
- Культура закрытости доступа к сети уже умерла. «Командовать» теперь начинают открытые интерфейсы (open API).
- Операторы связи не способны удовлетворить текущие запросы по доставке контента. Например, YouTube за день обслуживает 100 миллионов видеопотоков. Сегодня достаточно у своего окна поставить web-камеру за 50 USD, чтобы создавать свой видеоконтент и поставлять новости в любую точку земного шара.
- Телефонные операторы расширяют свои сети физически, а не виртуально. Свидетельством этого является факт приобретения компании Skype не оператором связи, а торговой фирмой eBay.
- Телефонные операторы не в силах изобретать новое. Яркой демонстрацией сегодняшних инновационных возможностей является компания Google, которая на рекламе зарабатывает 6 миллиардов долларов в год.
- Телефонным операторам и не стоит заниматься инновациями – так рассуждают многие инвесторы, так как битва с ИТ-компаниями, считают они, уже проиграна. Но, например, British Telecom и голландский KPN уверены, что сетевой бизнес и сегодня может быть высокоприбыльным.
Перечисление упреков связистам докладчик завершает извинительным отступлением: «Вполне допустимо, что сама исходная предпосылка о строительстве сетей широкополосного доступа является ошибочной, что это не соответствует потребностям жизни общества. Вчера я имел беседу о прогнозах telco-индустрии с одним умным клиентом. И в конце беседы тот заметил: «В теории инвестиций мы избегаем ситуации когда достигается общий консенсус. В телекоммуникациях, с их ограничениями и неспособностью к обновлению, консенсус может стать роковой ловушкой». Напослед James Enck добавил: «В этом состоит вызов всему телекоммуникационному сообществу Европы, а ответ на вопрос «Куда идем?» оценивается в 500 миллиардов евро».
Некоторые (далеко не все!) следствия из вышеперечисленного:
- Пользователи жалуются на негибкость услуг оператора (не могут сами для себя собирать «конструктор» с нужных им сервисов, пакетов услуг, полос пропускания различных приоритетов и стоимости) по удовлетворительным тарифам
- Пользователи жалуются на негибкость и непрозрачность принципов и механизмов тарифной политики и функционирования систем биллинга
- Пользователи жалуются не отсутствие возможностей по контролю и управлению своей работой
- Три вышеприведенные пункты приводят к утечке абонентской базы оператора
- Борьба за ARPU на «традиционном» рыночном операторском поле ведет в тупик (прибыль у всех операторов стремится к нолю)
- Конкуренция на одном и том же поле становится невыносимой (не забываем о тенденции конвергенции мобильных и фиксированных сетей и еще более возрастающей конкуренции в ходе проникновения на рынок «классических» операторов GSM-игроков, которые запросто могут себе позволить «выкинуть» на что-либо (например, на демпинг. Или на внедрение самых современных технологий) десятки и сотни миллионов USD!)
- Отношение величины CapEx’a к величине дохода (не говоря уже о прибыли) перестает удовлетворять операторов
- Внедрение все новых и новых технологий не приводит к ожидаемому увеличению доходов оператора, но ведет к стремительному увеличению эксплуатационных расходов, росту TCO и, соответственно, ROI
- Простое и «бездумное» увеличение оператором канальных емкостей своей сети не приводит к ожидаемому возрастанию доходов. Просто потому что они очень быстро «съедаются» современными приложениями, технологиями и устройствами практически за ту же цену (дай пользователю волю – он сожрет всю полосу, качая порно и пиратские фильмы в несколько сессий).
- Система взаиморасчетов с партнерами зачастую является очень громоздкой и непонятной для всех сторон, способствуя появлению взаимного недоверия
- Все больше и больше сужается область для маркетинговых маневров в результате изменения регуляторной политики (и, в нашей стране, как правило в сторону ужесточения и/или непредсказуемости)
- Бизнес-модель становится ужасно инерционной и негибкой (практически невозможно ее изменить без огромных усилий и финансовых затрат)
Telco 2.0 – это набор уникальных продуктов и сервисов, собственником которых является компания STL Partners Ltd.:
- Telco 2.0™ Industry Brainstorms,
- Telco 2.0™ Reports (research & analysis),
- Telco 2.0™ blog,
- Telco 2.0™ In-house Workshops,
- Telco 2.0™ Consulting and Advisory Services (включая проприетарные Telco 2.0™ методологии)
Цели и задачи Telco 2.0
Цели и задачи «Telco 2.0 Инициативы» заключаются в рекомендациях по изменению существующих стратегических подходов к извлечению прибыли участниками telco-отрасли, учитывая современные тенденции ее развития.
Наиболее сложным, но и наиболее важным шагом при следовании рекомендациям Telco 2.0 является изменение культуры и мышления у операторов.
В Telco-мире происходят тектонические изменения в направлении к «новому мировому порядку»… Безвозвратно ли?
До последнего времени (овалы «старый порядок» и «мир мечты оператора») бизнес-подход оператора с точки зрения пользователя заключался в предложении «бери, что дают». Причем оператор контролировал чуть ли не всё: сервисы, устройства, сети, ритейл-рынок, взаимоотношения с партнерами, следил за идентификацией клиента и проч..
В настоящее же время отчетливо видна тенденция (овал «новый мировой порядок») к внедрению подхода «возьми, что хочешь и как хочешь». При полном контроле самого пользователя над своими сервисами, устройствами и сетью.
В настоящее же время отчетливо видна тенденция (овал «новый мировой порядок») к внедрению подхода «возьми, что хочешь и как хочешь». При полном контроле самого пользователя над своими сервисами, устройствами и сетью.
К чему Telco 2.0 предлагает идти. Каким путем
Инициатива Telco 2.0 предлагает отделить сеть с ее функционалом от пользовательских сервисов, устройств, контента и политик платежей.
Основополагающими двумя принципами, на которых основываются идеи Telco 2.0 являются следующие:
- Первый заключается в принципе «end-to-end», который, в сущности, является принципом проектирования сетей. Этот принцип говорит, что внедрение каждого элементарного сетевого сервиса (например, гарантированная доставка, QoS, безопасность передачи) в сеть в общем случае либо вообще не приводит к возрастанию дохода от предоставляемых услуг, либо этот рост является крайне незначительным. (Но это не относится к IMS NGN! IMS NGN несколько с другой оперы…)
- Второй принцип заключается в возрастании роли неинтеллектуальной, относительно «тупой», сети. Имеется ввиду, что наличие «тупой» (в отличие от интеллектуальной, насыщенной широким функционалом) сети выгодно не только в том плане, что потребуются гораздо меньшие затраты на ее содержание. Выгода для оператора сети существует еще и в том, что такая относительно "тупая" сеть дает ему возможность легкого и быстрого внедрения непредвиденных инновационных решений и удовлетворения непредвиденных желаний пользователя. (Кстати, насчет «в меру тупой» сети: согласно Клоду Шеннону, количество информации, передаваемой с помощью какого-либо сигнала, не зависит от среды передачи (типа этого сигнала). «Тупые» каналы мене сложны, чем интеллектуальные (более сложные). А в остальном они идентичны. Посему, если ваше приложение способно работать поверх «тупого» канала, то зачем платить больше за интеллектуальный?)
И нагляднее всего это разделение можно представить следующим образом: взамен традиционного «одномерного» подхода к развитию услуг, предоставляемых операторами и основанными на функционале их сети, предлагается «двумерный» подход – дополнительно вводится ортогональная ось коммерческой интеграции сервисов и механизмов/средств/политик их доставки.
Почему вводятся именно ортогональные оси – потому что технологическая и коммерческая составляющие неантагонистичны – они просто дополняют друг друга, объединяясь в причудливых и изощренных комбинациях.
Ось технической интеграции
Ось коммерческой интеграции
Прогнозы развития Telco-отрасли (2007-2012-2017)
На данном рисунке схематически показана предполагаемая динамика изменения доходности от различных типов операторских услуг:
2012 - на первый взгляд нет никаких неожиданностей. Видим примерную стабильность позиций традиционных услуг телефонии/SMS наравне с новыми тенденциями роста отрасли, уходящими в сторону развитых систем QoS таких как IMS.
Рост также демонстрирует услуга IPTV за счет возрастающего коммерческого интереса к мобильному TV на основе технологий широковещательной передачи данных.
Услуга широкополосного доступа (как фиксированного, так и мобильного) продолжает демонстрировать возрастающие темпы роста.
А вот здесь разберемся подетальнее.
Приведем еще раз пояснения к карте бизнес-модели Telco 2.0 (вот эти «пузырьки», изображенные на координатной плоскости, и есть Telco 2.0 Карта Бизнес-Моделей). Итак, основополагающие моменты:
В левом нижнем углу расположены бесплатные (или субсидируемые) общественные, или муниципальные сети. Участники Telco 2.0 инициативы полагают, что правительства окончательно увидят высокие социальные преимущества в повсеместном внедрении таких сетей. Соответственно появятся и новые бизнес-модели их поддержки. Сообщества сами по себе также будут работать совместно над вопросами дальнейшего обеспечения доступа к своим сетевым ресурсам на основе технологий следующего поколения.
Bottom-up модель
Данные модели характеризуются применением т.н. femtocell-технологий построения сетей. Типичным примером такой технологии является UMTS access point base station с компонентами Node-B, RNC и GSN, и с Ethernet-, или broadband- интерфейсом к Интернету, или интранету.
Т.е. эти технологии обладают простотой внедрения и огромной масштабированностью по крайне низкой цене (с точки зрения мобильных операторов), сохраняя все возможности «классических» базовых станций, но приобретая лучшие черты Wi-Fi. Другие примеры femtocell-технологий – это CDMA-2000 и WiMAX.
Данная модель уже применяется на практике компаниями типа FON Wireless Ltd.. С повышением уровня зрелости femtocell-технологий операторы гораздо охотнее станут прибегать к использованию таких моделей при построении своих гибридных сетей.
Модель i-mode
i-mode — это технология, предназначенная для адаптации интернет-контента и услуг для мобильных телефонов. Таким образом, i-mode является развитием уже существующей технологии WAP.
Модели, подобные i-mode, предполагают кросс-субсидирование своих сервисов (возможность пользования специализированными порталами) за счет стоимости услуг по обеспечению связи (connectivity). Но главные их недостатки – это:
Модель PAN (Personal Area Network)
В средней части диаграммы располагается область бизнес-моделей, характеризующихся применением технологий PAN. Технологиям PAN характерно отсутствие маршрутизации. К примерам PAN относятся Bluetooth, Zigbee, или даже системы Family Radio Service малого радиуса действия. Участники Telco 2.0 инициативы согласны с компанией Моторола в том, что рынок находится в ожидании взрыва в данной области, потому что текущие интересы операторов настолько сконцентрированы на больших централизованных сетях, что о существовании сектора PAN, похоже, позабыли. Но на данный рынок уже проникает целый пласт игроков со своими решениями в области платежей, игр, устройств walkie-talkie следующего поколения, распознавания присутствия (presence sensing) [в помещении] и технологий social media.
Модель «Медиа»
Темпы роста емкости устройств хранения информации значительно превосходят рост процессоров, аккумуляторных батарей или устройств динамической памяти. Вскорости можно будет купить телефон (с поддержкой музыкальных функций) с любой когда-либо созданной и записанной песней. А еще через некоторое время станет так же доступным получение и просмотр любого фильма. (В настоящее время операторы как правило продают устройства с девственно чистой памятью).
Модель CDNs & P2P
В соответствии с характером услуг IPTV («все в одном») демонстрируют рост также и сети обмена контентом (CDNs). Они же включают и функциональность point-to-point связей.
Модели «Рекламные сети» и «Основанные на доп. сервисе»
Данные категории моделей будут демонстрировать доминирующий рост. Первая из них – уже. Суть второй («основанных на дополнительном сервисе») состоит в том, что, к примеру, пользователь при покупке товара с web-страниц Интернет-магазина одним кликом мышки оплачивает именно ту сумму, которую он видит перед глазами. – т.е., никаких скрытых платежей за упаковку, пересылку и проч..
«Встроенная» бизнес-модель
Увеличение количества различных устройств приведет к тому, что услуга подключения клиента к какой-либо сети передачи данных будет встроена в них изначально без каких-либо добавочных платежей (по-крайней мере начальных, собственно за само подключение). Это модель, прямо противоположная, например, модели субсидирования мобильного телефонного аппарата, когда клиент подписывает контракт с мобильным оператором на год, или два и получает «в подарок бесплатную, или дешевую» «трубу». Т.е., оплата стоимости «железа» субсидируется за счет будущих выплат клиентом стоимостей сетевых услуг.
В будущем (да уже и сейчас) еще больше будут развиваться комплексные услуги (домашние, гостиничные, автомобильные и т.п.), в которых задействованы целые цепочки различных устройств и приложений. И в цену каждого из таких устройств/приложений может быть включена цена connectivity. В этом случае первичной является продажа «железяк» и приложений, которые субсидируют услугу по передаче данных. При этом средства биллинга должны быть очень гибкими (чтобы «разруливать» переток денег от продавцов железа и/или системных интеграторов к операторам) и довольно сложными (например, такая модель будет жизнеспособной, если стоимость connectivity формирует весьма незначительную часть в стоимости всего решения).
«Многослойная» модель
Модели, основанные на различных формах «многослойных», или «уровневых», сетей как альтернативе сетям с поддержкой «классического» полнофункционального QoS, в которых функционал QoS полностью контролируется операторами. Самым наглядным примером модели «уровневых», или «многослойных» сетей является ценовая бизнес-модель функционирования Парижского метро (концепция Paris Metro Pricing).
Образно говоря, такой тип модели можно представлять себе в виде множества «тупых» виртуальных сетевых интерфейсов (vlan0,…vlanX в отличие от физических eth0…, или wlan0…) с различной задержкой, пропускной способностью, приоритетностью и стоимостью, между которыми клиент может динамически переключаться, потребляя те, или иные сервисы. Причем клиент сам себе может выбирать удовлетворяющие его характеристики таких виртуальных интерфейсов.
(продолжение следует)
Почему вводятся именно ортогональные оси – потому что технологическая и коммерческая составляющие неантагонистичны – они просто дополняют друг друга, объединяясь в причудливых и изощренных комбинациях.
Ось технической интеграции
Ось коммерческой интеграции
Примером низкой степени финансовой интеграции может являться покупка компьютера, когда за hardware, software, подключение к сети пользователь в общем случае платит раздельно и разным фирмам.
Прогнозы развития Telco-отрасли (2007-2012-2017)
2007 - операторы живут в рыночном мире, разделенном между двумя главными источниками дохода:
- Полная вертикальная интеграция технологии и платежей для «традиционных» операторских сервисов телефонии и SMS-сообщений
- Широкополосный доступ в Интернет
Разумеется, существуют и другие области извлечения доходов (мы еще к ним придем), но они слишком незначительны по сравнению с приведенными двумя, и потому мы о них пока не упоминаем.
А что же обозначают иные «пузыри»? Давайте поглядим на следующий рисунок.На данном рисунке схематически показана предполагаемая динамика изменения доходности от различных типов операторских услуг:
- Фиолетовым цветом показаны услуги телефонии и СМС.
- Бордовым (над ним) – услуги широкополосного доступа.
2012 - на первый взгляд нет никаких неожиданностей. Видим примерную стабильность позиций традиционных услуг телефонии/SMS наравне с новыми тенденциями роста отрасли, уходящими в сторону развитых систем QoS таких как IMS.
Рост также демонстрирует услуга IPTV за счет возрастающего коммерческого интереса к мобильному TV на основе технологий широковещательной передачи данных.
Услуга широкополосного доступа (как фиксированного, так и мобильного) продолжает демонстрировать возрастающие темпы роста.
А вот здесь разберемся подетальнее.
Приведем еще раз пояснения к карте бизнес-модели Telco 2.0 (вот эти «пузырьки», изображенные на координатной плоскости, и есть Telco 2.0 Карта Бизнес-Моделей). Итак, основополагающие моменты:
- Бизнесом сетевых операторов является их коммерческая деятельность по передаче (дистрибуции) битов информации: т.е., операторы передают значимые («важные», «интересные») для своих клиентов биты с точки А в точку Б.
- Существует много различных способов по передаче таких битов. Например, передача видеоконтента может осуществляться на DVD-дисках, посредством IPTV, при помощи peer-to-peer линков («обычный» download с сервера), real-time stream с контент-содержащего кэша и т.д..
- Карта бизнес-модели Telco 2.0 документирует эти каналы дистрибуции значимых для клиентов битов. Встает вопрос: в какие из этих каналов дистрибуции готовы вкладывать деньги инвесторы?
- Каждый из каналов дистрибуции рассматривается с точки зрения двух критериев:
Модель общественных сетей (т.е., сетей разных community)
- автоматически ли «перетекают» платежи между услугой connectivity и, собственно, платой за контент/сервис («коммерческая интеграция»)?
- и является ли сеть передачи оператора жестко (прямо) связанной с конкретной, специфической, средой передачи («техническая интеграция»)?
В левом нижнем углу расположены бесплатные (или субсидируемые) общественные, или муниципальные сети. Участники Telco 2.0 инициативы полагают, что правительства окончательно увидят высокие социальные преимущества в повсеместном внедрении таких сетей. Соответственно появятся и новые бизнес-модели их поддержки. Сообщества сами по себе также будут работать совместно над вопросами дальнейшего обеспечения доступа к своим сетевым ресурсам на основе технологий следующего поколения.
Bottom-up модель
Данные модели характеризуются применением т.н. femtocell-технологий построения сетей. Типичным примером такой технологии является UMTS access point base station с компонентами Node-B, RNC и GSN, и с Ethernet-, или broadband- интерфейсом к Интернету, или интранету.
Т.е. эти технологии обладают простотой внедрения и огромной масштабированностью по крайне низкой цене (с точки зрения мобильных операторов), сохраняя все возможности «классических» базовых станций, но приобретая лучшие черты Wi-Fi. Другие примеры femtocell-технологий – это CDMA-2000 и WiMAX.
Данная модель уже применяется на практике компаниями типа FON Wireless Ltd.. С повышением уровня зрелости femtocell-технологий операторы гораздо охотнее станут прибегать к использованию таких моделей при построении своих гибридных сетей.
Модель i-mode
i-mode — это технология, предназначенная для адаптации интернет-контента и услуг для мобильных телефонов. Таким образом, i-mode является развитием уже существующей технологии WAP.
Модели, подобные i-mode, предполагают кросс-субсидирование своих сервисов (возможность пользования специализированными порталами) за счет стоимости услуг по обеспечению связи (connectivity). Но главные их недостатки – это:
- использование закрытых интерфейсов ALP и TLP,
- неудобная для клиентов концепция предоставления услуг (платные порталы по оказанию услуг e-mail),
- а также необходимость в специализированных мобильных телефонных аппаратах, которые поддерживают данную услугу.
Модель PAN (Personal Area Network)
В средней части диаграммы располагается область бизнес-моделей, характеризующихся применением технологий PAN. Технологиям PAN характерно отсутствие маршрутизации. К примерам PAN относятся Bluetooth, Zigbee, или даже системы Family Radio Service малого радиуса действия. Участники Telco 2.0 инициативы согласны с компанией Моторола в том, что рынок находится в ожидании взрыва в данной области, потому что текущие интересы операторов настолько сконцентрированы на больших централизованных сетях, что о существовании сектора PAN, похоже, позабыли. Но на данный рынок уже проникает целый пласт игроков со своими решениями в области платежей, игр, устройств walkie-talkie следующего поколения, распознавания присутствия (presence sensing) [в помещении] и технологий social media.
Модель «Медиа»
Темпы роста емкости устройств хранения информации значительно превосходят рост процессоров, аккумуляторных батарей или устройств динамической памяти. Вскорости можно будет купить телефон (с поддержкой музыкальных функций) с любой когда-либо созданной и записанной песней. А еще через некоторое время станет так же доступным получение и просмотр любого фильма. (В настоящее время операторы как правило продают устройства с девственно чистой памятью).
Модель CDNs & P2P
В соответствии с характером услуг IPTV («все в одном») демонстрируют рост также и сети обмена контентом (CDNs). Они же включают и функциональность point-to-point связей.
Модели «Рекламные сети» и «Основанные на доп. сервисе»
Данные категории моделей будут демонстрировать доминирующий рост. Первая из них – уже. Суть второй («основанных на дополнительном сервисе») состоит в том, что, к примеру, пользователь при покупке товара с web-страниц Интернет-магазина одним кликом мышки оплачивает именно ту сумму, которую он видит перед глазами. – т.е., никаких скрытых платежей за упаковку, пересылку и проч..
«Встроенная» бизнес-модель
Увеличение количества различных устройств приведет к тому, что услуга подключения клиента к какой-либо сети передачи данных будет встроена в них изначально без каких-либо добавочных платежей (по-крайней мере начальных, собственно за само подключение). Это модель, прямо противоположная, например, модели субсидирования мобильного телефонного аппарата, когда клиент подписывает контракт с мобильным оператором на год, или два и получает «в подарок бесплатную, или дешевую» «трубу». Т.е., оплата стоимости «железа» субсидируется за счет будущих выплат клиентом стоимостей сетевых услуг.
В будущем (да уже и сейчас) еще больше будут развиваться комплексные услуги (домашние, гостиничные, автомобильные и т.п.), в которых задействованы целые цепочки различных устройств и приложений. И в цену каждого из таких устройств/приложений может быть включена цена connectivity. В этом случае первичной является продажа «железяк» и приложений, которые субсидируют услугу по передаче данных. При этом средства биллинга должны быть очень гибкими (чтобы «разруливать» переток денег от продавцов железа и/или системных интеграторов к операторам) и довольно сложными (например, такая модель будет жизнеспособной, если стоимость connectivity формирует весьма незначительную часть в стоимости всего решения).
«Многослойная» модель
Модели, основанные на различных формах «многослойных», или «уровневых», сетей как альтернативе сетям с поддержкой «классического» полнофункционального QoS, в которых функционал QoS полностью контролируется операторами. Самым наглядным примером модели «уровневых», или «многослойных» сетей является ценовая бизнес-модель функционирования Парижского метро (концепция Paris Metro Pricing).
Образно говоря, такой тип модели можно представлять себе в виде множества «тупых» виртуальных сетевых интерфейсов (vlan0,…vlanX в отличие от физических eth0…, или wlan0…) с различной задержкой, пропускной способностью, приоритетностью и стоимостью, между которыми клиент может динамически переключаться, потребляя те, или иные сервисы. Причем клиент сам себе может выбирать удовлетворяющие его характеристики таких виртуальных интерфейсов.
(продолжение следует)
Немає коментарів:
Дописати коментар