---------------------
Методология Telco 2.0
Объектами ситуативного анализа должны стать шесть сущностей:
- Понимание рынка и происходящих на нем изменений
- Структурные изменения в самой telco-отрасли
- Бизнес-модели участников telco-рынка
- Люди и процессы
- Продукты и сервисы, предназначенные для конечных пользователей
- Технологии и сети
Разбор и анализ приведенных сущностей является первой составной частью методологии Telco 2.0. Второй из данных двух главных частей является framework целевой бизнес-модели, упрощенная схема которого приведена на нижеследующем рисунке.
Левая часть схемы – цепочки формирования конечного предложения
Правая часть – цепочки формирования сбыта и получения дохода
По центру – собственно, сам продукт/услуга (здесь мобильный телефон)
Небольшие пояснения к рисунку (лень переводить :)):
- Capabilities: A key question revolves around network technology, eg. HSDPA or WiMAX?
- Supply Chain: Open-source IT tools or NEP-centric telco solutions?
- Partners: Open Platform or Controlled ecosystem?
- Cost Model: Optimise costs (eg. more efficient call centres) or Eliminate costs (web service only)?
- Value Proposition: Traditional comms or Original/Differentiated (see our ‘Blue Ocean’ example here)
- Customer Relationships: Personal (eg. SK Telecom asking customers to submit new feature ideas) or Impersonal (eg. pre-pay).
- Customer Segments: Should we going macro or micro? Broad market appeal or Niche?
- Revenues: Upstream (eg. advertisers) or downstream (consumers/business)?
- Distribution Channels: Centralised or distributed?
Вышеприведенный рисунок иллюстрирует прогноз по динамике изменения количества трафика, представляющего ценность для пользователя, циркулирующего через различные транспортные системы
В telco-мире, в отличие от, скажем, продаж физических товаров, часто бывает тяжело отделить транспорт от сервиса. Но надо :).
К чему стремиться?
Операторы должны «нарезать» бизнес-модель широкополосного доступа по горизонтали и вертикали:
- Горизонтально она разложится на следующие уровни (полосы пропускания с различными характеристиками, приоритетами и стоимостями):
- бесплатный (занимаемый рекламой)
- уровень низкоприоритетной загрузки (например, для backup’а)
- стандартный best-effort
- приоритетный (корпоративный VPN)
- и уровень с гарантированным QoS (голос и проч.)
- Вертикально следует произвести декомпозицию модели таким образом, чтобы получившиеся куски можно было скомпоновать с устройствами или сервисами по типу «упаковка и доставка включены».
То есть главный фокус инноваций должен быть смещен в оптовые продажи с возможностью «нарезать» и собирать нечто сродни «кубиков» из полос пропускания различных приоритетов и соответствующих сервисов. Такая модель иногда называется моделью "slice and dice".
Примеры сервисов, построенных на идеологии Telco 2.0.
Pay by Call.
Что это дает? Сделать звонок (причем с любого телефона) всегда проще, чем послать SMS. Более простая схема работы, очевидно, даст возможность привлечь больше пользователей.
Click to SMS.
Идея сервиса заключается в том, чтобы предоставить пользователям мобильной связи возможность самим на принципах самообслуживания (self-provisioning) сохранять интересные им данные непосредственно из того места, где они хранятся (любого web-сайта), а не только из заранее специально подготовленных БД и хранилищ (по типу нынешних SMS с гороскопами, погодой, анекдотами и проч.). Для этого надо предоставить (бесплатно!) владельцам сайтов (web-мастерам, компаниям, которые занимаются разработкой сайтов, контент-провайдерам) специальные средства (скрипты, библиотеки), позволяющие им предлагать имеющийся контент пользователям мобильных сетей.
Другие возможные сервисы.
Возможности лежат не там где все обычно думают!
Перекрытие Telco 2.0 бизнес-стратегий
Исходя из вышеперечисленного:
1. Оператору совершенно необходимо выбрать для себя:
а) рыночную нишу и
б) стратегию,
в соответствии с которыми он и будет действовать.
2. Организовать систему партнерских отношений с контент-провайдерами, пользователями, открыть им API к своим сетевым услугам и вместе с ними разрабатывать и внедрять новые сервисы на базе Web 2.0 и Telco 2.0 подходов.
3. Глубоко изучать бизнес-модели потенциальных партнеров и клиентов с точки зрения возможных вставок в их process-flows своих инновационных сервисов. Не бояться проявлять инициативу во взаимоотношениях с партнерами и клиентами.
4. Выработать новые бизнес-процессы деятельности (или изменить старые), которые будут учитывать эти стратегии.
Фактически операторы должны вместе с различными партнерами конструировать и распространять (различными каналами, согласно различных маркетинговых политик и через различных партнеров) целые динамические портфолио различных продуктов, в которых взаправду заинтересованы конечные пользователи. Только так будет достигаться рентабельность операторской сети и гарантированный рост операторских доходов.
На повестку дня оператора встают вопросы целостной и гибкой интеграции между собой следующих неотъемлемых компонентов и подходов:
Примеры сервисов, построенных на идеологии Telco 2.0.
Pay by Call.
Оплата, например, за авторизацию пользователя, платную публикацию, либо платное чтение по факту обычного телефонного звонка на платный телефонный номер 8-800.
Идея сервиса заключается во встраивании в собственные веб-приложения (веб-сайты) возможностей взаимодействия с оператором телефонной связи. Конкретно, определенные действия пользователя могут разрешаться только после совершения звонка на указанный номер. Это дает возможность реализовать удобную форму оплаты для интернет-пользователей. Их работа с собственником контента может быть оплачена посредством простого телефонного звонка: номер, выделенный оператором является платным. И владелец контента в итоге будет получать оплату на основе договора с телефонным оператором (точно также, как сейчас работают контент-провайдеры SMS сервисов с мобильными операторами). Иными словами, оператор собирает деньги со своих абонентов, а дальше происходит разделение прибыли с контент-провайдером.
HTTP Gate.Идея сервиса заключается во встраивании в собственные веб-приложения (веб-сайты) возможностей взаимодействия с оператором телефонной связи. Конкретно, определенные действия пользователя могут разрешаться только после совершения звонка на указанный номер. Это дает возможность реализовать удобную форму оплаты для интернет-пользователей. Их работа с собственником контента может быть оплачена посредством простого телефонного звонка: номер, выделенный оператором является платным. И владелец контента в итоге будет получать оплату на основе договора с телефонным оператором (точно также, как сейчас работают контент-провайдеры SMS сервисов с мобильными операторами). Иными словами, оператор собирает деньги со своих абонентов, а дальше происходит разделение прибыли с контент-провайдером.
Идея сервиса заключается в интеграции информации о звонках в web-приложении, что дает возможность владельцам веб-сайтов использовать интеллектуальную сеть телефонного оператора для организации платных сервисов на базе своих ресурсов.
Предположим, что какой-то сайт публикует какие-то объявления (анкеты и т.п.) посетителей. И владелец сайта хочет дать возможность (платную!) пользователям влиять на позиции своих документов в выдаче результатов поиска (просмотра и т.п.). Т.е., платная возможность искусственного повышения рейтинга определенных документов, или позиций. Для этого пользователю обычно предлагают послать premium rate SMS на какой-то короткий номер и указать код своего материала. Доход от этих SMS с премиум-оплатой делится между владельцем веб-ресурса и оператором связи. Но можно также заместо посылки «дорогой» SMS предложить пользователю позвонить на платный номер, который предоставляется оператором связи. Код документа (или какой-либо позиции) при этом будет вводиться тоновыми посылками. В остальном схема работает точно также, как и при посылке SMS. Звонок на выделенный номер является платным, а доход от таких звонков делится между оператором связи и владельцем ресурса.Что это дает? Сделать звонок (причем с любого телефона) всегда проще, чем послать SMS. Более простая схема работы, очевидно, даст возможность привлечь больше пользователей.
Click to SMS.
Идея сервиса заключается в том, чтобы предоставить пользователям мобильной связи возможность самим на принципах самообслуживания (self-provisioning) сохранять интересные им данные непосредственно из того места, где они хранятся (любого web-сайта), а не только из заранее специально подготовленных БД и хранилищ (по типу нынешних SMS с гороскопами, погодой, анекдотами и проч.). Для этого надо предоставить (бесплатно!) владельцам сайтов (web-мастерам, компаниям, которые занимаются разработкой сайтов, контент-провайдерам) специальные средства (скрипты, библиотеки), позволяющие им предлагать имеющийся контент пользователям мобильных сетей.
Другие возможные сервисы.
- Автоинформатор. Суть сервиса заключается в том, что покупатель номера 8-800 может самостоятельно (используя телефон, или загрузку через web) создавать голосовые фрагменты и присваивать им некоторые цифровые коды.
- Voice Recorder. Услуга позволяет записывать сообщения и публиковать их идентификацию для последующего прослушивания.
- Multicast. Сервис позволяет осуществлять групповую рассылку голосовых сообщений.
- Voice SMS. Комбинация сервисов Voice Recorder и Multicast.
- Voice Portal. Web-компонента, которая позволяет просматривать (прослушивать) записанные голосовые сообщения, конвертировать их в различные форматы, определять адреса для рассылки e-mail и номера телефонов для рассылки SMS.
- Podcast Listener. Подкасты являются новой областью применения web-интерфейсов. Это стандартный (основанный на XML) способ представления и классификации звуковой и видео информации.
- Сетевой микрофон. Сервис, предоставляющий номер серии 8-800 для записи бесплатных сообщений. Похожий сервис действует в Нью-Йорке на муниципальном уровне.
Возможности лежат не там где все обычно думают!
Telco 2.0 Инициатива считает, что наиболее перспективные рыночные ниши лежат в том квадранте карты бизнес-моделей, где приложения менее связаны непосредственно с сетью, но вместе с тем биллинг и value-based pricing являются чрезвычайно важными и актуальными вопросами.
Под зоной национальных (incumbent) операторов подразумевается зона традиционных бизнес-моделей «классического» извлечения прибыли. Т.е. области традиционной конкурентной борьбы. Для нее характерны бесконечные попытки операторов подправить/скорректировать существующией экономические бизнес-модели, но никак не поиск и разработка новых онлайновых продуктов по типу ИТ- и девелоперских игроков Интернет-рынка.Перекрытие Telco 2.0 бизнес-стратегий
- Канальная. Различные дополнительные стратегии в правом нижнем углу рисунка помогают расширить функционал услуг до «pipe++» путем различного комбинирования базовых услуг широкополосного доступа и оформления различных продуктов и портфолио.
- Платформенная. Платформенная стратегия предусматривает открытие для внешних инноваций прежде закрытых платформ для предоставления голосовых, развлекательных услуг и услуг мгновенных сообщений.
- Классическая. Классическая стратегия предусматривает ликвидацию издержек, оптимизацию и сегментацию и ценообразование по отношению к низкоинновационным традиционным и устаревшим продуктам.
- Диверсификационная. Диверсификационная стратегия предполагает максимальную диверсификацию существующих стратегий извлечения прибыли (т.е., основывется на комбинации трех вышеуказанных).
- Все секторы рынка телекоммуникаций не сможет охватить ни один, даже самый крупный, оператор. Соответственно, надо будет выбирать для себя какую-то одну рыночную нишу (или, по-крайней мере, крайне небольшое их количество). Лучше сохранить хоть что-то, чем потерять все. Но, уходя из второстепенных (по отношению к выбранным) рыночных ниш, попытаться максимально сохранить потоки дохода с них через установление партнерских связей с партнерами, которые там продолжают играть.
- Telco-операторы, владеющие полными знаниями о своих пользователях и об их поведении будут практически непобедимы в конкурентной борьбе.
Исходя из вышеперечисленного:
1. Оператору совершенно необходимо выбрать для себя:
а) рыночную нишу и
б) стратегию,
в соответствии с которыми он и будет действовать.
2. Организовать систему партнерских отношений с контент-провайдерами, пользователями, открыть им API к своим сетевым услугам и вместе с ними разрабатывать и внедрять новые сервисы на базе Web 2.0 и Telco 2.0 подходов.
3. Глубоко изучать бизнес-модели потенциальных партнеров и клиентов с точки зрения возможных вставок в их process-flows своих инновационных сервисов. Не бояться проявлять инициативу во взаимоотношениях с партнерами и клиентами.
4. Выработать новые бизнес-процессы деятельности (или изменить старые), которые будут учитывать эти стратегии.
5. Создать новые метрики (KPI) для оценки прогресса перехода к Telco 2.0 рекомендациям и оценки эффективности ведения бизнеса в новых условиях.
Фактически операторы должны вместе с различными партнерами конструировать и распространять (различными каналами, согласно различных маркетинговых политик и через различных партнеров) целые динамические портфолио различных продуктов, в которых взаправду заинтересованы конечные пользователи. Только так будет достигаться рентабельность операторской сети и гарантированный рост операторских доходов.
На повестку дня оператора встают вопросы целостной и гибкой интеграции между собой следующих неотъемлемых компонентов и подходов:
- Пересмотр нынешних и выбор будущих рыночных ниш
- Стратегии взаимодействия с партнерами («рядовые» клиенты – тоже партнеры!)
- Инноваций при разработке качественно новых продуктов и сервисов
- Стратегии разработки и продвижения на рынок продуктов и услуг (в т.ч. обоснованность и наличие необходимого количества разнотипных цепочек формирования услуг и каналов их продаж)
- Необходимого функционала биллинговой системы
- Эффективной и обоснованной тарифной политики
- Возможность управления обоснованным количеством классов трафика при широкополосном доступе
- Открытость интерфейсов к своим сервисам и услугам
Немає коментарів:
Дописати коментар