субота, 26 липня 2008 р.

CDN - послуга логістики в цифровому світі

Друга стаття (мій творчий переклад з ремарками) на тему CDN.

---------------------------
Сети передачи контента: Услуга логистики для цифрового мира
(оригинальная статья размещена здесь).

Один из главных уроков нынешней научно-исследовательской деятельности Telco 2.0 инициативы состоит в том, что Телко-операторам (фиксированным и мобильным), и операторам кабельного телевидения (их еще часто называют CableCos) необходимо лучше понимать природу сетей передачи контента (CDNs, Content Delivery Networks): в частности, каким образом они могут способствовать улучшению эффективности экономики оператора и помочь повысить качество обслуживания upstream- и downstream-клиентов. Ниже приведены азбучные истины и уроки CDN-сетей, содержание которых основано на предыдущей статье «Why are there no mobile CDNs?»:

В глобальной экономике, физические товары, как правило, производятся в одной стране, а потребляются в другой. Транспортировка этих товаров, которая решает вопрос их доставки от производителя к потребителю, становится все более сложным делом, особенно в случаях, когда производители и потребители находятся на разных континентах. Есть несколько возможных путей доставки товара: автомобильным, морским, железнодорожным, воздушным транспортом и несколько вариантов пересечения ряда государственных границ. Сегодня большинство компаний, занимающихся физическими товарами и оперирующих в рамках глобальной компании, покупают у специализированных компаний услуги эксперта по логистике для оказания с его стороны помощи в доставке грузов наиболее экономически эффективным образом с соблюдением необходимого времени доставки.

В цифровом мире, контент производится в одном месте, а потребляется в другом с передачей его по многим транспортным системам Интернета. Проблема заключается в том, что Интернет изначально не содержит никаких гарантий качества передачи, и поэтому требования и впечатления пользователей о качестве потребляемых услуг крайне разнятся. Еще большая проблема состоит в том, что чудовищно сложным делом является обмен лучшими практиками доставки пользовательского контента. Кроме всего прочего, как может подтвердить любой крупный производитель контента, какого-то универсального опыта для оптимизации передачи контента в принципе не существует, так как описанная проблема лежит в области как сетевых, так и вычислительных аспектов. По аналогии с физическим миром, для решения данной проблемы существует много экспертов, готовых оказать помощь в деле эффективной доставки контента. И в информационном мире они называются сетями доставки контента (Content Delivery Networks), или CDNs.

В физическом мире, большинство логистических компаний не владеют какими-либо крупными морскими контейнерами или портами. Однако они резервируют долю в тоннажности судов, имеют своих агентов в портах, а иногда и собственные транзитные склады для временного хранения грузов в процессе их следования. В цифровом мире большинство сетей передачи контента резервируют полосы пропускания на основных Интернет-маршрутах и владеют серверами, обеспечивающими временное хранение информации, которые расположены в стратегических точках, определяемые исходя из знаний и опыта своих агентов.

Залогом [коммерческого, - прим. мое] успеха любой CDN является ее профессионализм и знания в деле доставки цифрового контента быстрее и дешевле, чем это могли бы сделать владельцы контента сами для себя. Это по сути такой же ключевой фактор успеха, как и у большинства компаний, занимающихся оптовыми доставками. Разумеется с той оговоркой, что в цифровом мире соответственные математические модели являются более сложными.

Akamai Technologies является Патриархом Систем Доставки Контента, и тем, кто полагает что они придумали чего-то принципиально новое в этом плане, нелишне помнить, что начало для Akamai было положено еще в 1995 году, когда сэр Тим Бернерс Ли, который изобрел World Wide Web, предвидел появление заторов в Интернет и призвал коллег в Массачусетском Технологическом Институте придумать лучший способ доставки интернет-контента. Компания Akamai и разработанная ею технология пережила эпоху мыльного пузыря (крах «Доткомов» – прим. мое), и по сути сегодня играет для Интернета более важную роль чем когда бы то ни было. Особенно на фоне того, что сам Интернет становится все более сложным, и контента через него доставляется все больше и больше.


Источник: Akamai SEC Filings
Примечания:
  • * Операционные расходы исключают амортизацию деловой репутации и списания в 2000 и 2001 годах
  • ** Приход равен доходу от операций за вычетом капитальных расходов, издержек на производство программного обеспечения, обеспечение имущественных (скорее авторских – прим. мое) прав и внутренней капитализации программного обеспечения.
  • *** Результаты за 2007 год основываются на фактических результатах за 9 месяцев (до сентября-2007), а данные за 4-й квартал получены в результате экстраполяции данных за 3-й квартал.

В 2006 г. Akamai имели оборот 429 миллионов долларов США и рост операционной прибыли в 19,4%. В этом (2007 – прим. мое) году по некоторым оценкам эти показатели составят 614 миллионов долларов США и 21,1% соответственно. Эти показатели оборота и роста операционной прибыли не представляются особенно чрезмерными, потому как считается, что через ресурсы Akamai проходит примерно 10-20% ежедневного мирового Интернет-трафика. Да, их бизнес демонстрирует тенденции роста, но не такого уж и большого. Особенностью 2007 года является с одной стороны по-прежнему внушительный рост, а с другой – увеличение фиксированных затрат, вызванное инвестициями в свою инфраструктуру, очевидно необходимую для того, чтобы справиться с всевозрастающим трафиком.

Фактически Akamai рассматриваются как Премиум-CDN и, соответственно, берут надбавку «за бренд» за свои услуги. Дэн Райбурн из streamingmedia.com часто делится своими предсказаниями в области тарифов и ценообразования на услуги CDN. Например, для августа 2007 года, согласно его прогнозов, цены варьировались от $2/GB долларов США для 1TB/месяц до 0.12/GB долларов США за 100 и более ТБ/месяц. Естественно, на величину цены влияет еще и продолжительность контракта, и приобретаемые дополнительные услуги, но если взять чисто доставку контента и общий оборот трафика, к примеру вашего существующего датацентра, то данные цены являются легко доступными для многих контент-провайдеров.


Текущие (ноябрь-2007 – прим. мое) «цены Дэна Райбурна»


Стоимость и объемы пересылки «обычных» объектов, с которыми оперируют CDN

Пример Akamai с его ростом привел к приходу в отрасль новых игроков. Некоторые из них сосредоточились на специальных потребностях конкретных отраслевых ниш, например, CacheLogic занялось обновлением и усовершенствованием программного обеспечения для целей отрасли, другие – сосредоточились на использовании их downstream-возможностей (к примеру Level3-разработки и внедрение CDN поверх функционала своих волоконно-оптических сетей). Участники Telco 2.0 Инициативы ожидают появление других специалистов по CDNs, чей интерес будет фокусироваться на задачах региональных рынков, например, задачах CDNs для Африки. Это в точности отражает структуру рынка логистических компаний в физическом мире.

В настоящее время ключевым фактором успеха является стоимость и качество доставки каждого бита, и это зависит исключительно от качества каждой операторской платформы. Большинство CDN-платформ эффективно переписывают некоторые из интернет-протоколов. Например, известные узкие места протокола BGP для внутри-платформенного взаимодействия. Основная услуга от Akamai развивалась в течение многих лет и в настоящее время являет собой полноценной платформой, интегрированной в основные приложения контент-провайдеров.

На первый взгляд, чем ближе CDN-платформа расположена к конечному пользователю, тем лучше ее производительность с точки зрения этого конечного пользователя. Но все-таки большинство CDNs их собственники пытаются размещать в глубине телекоммуникационных сетей. Это убивает три зайца с точки зрения оператора сети: во-первых, они получают доход за хостинг, во-вторых, оптимизируется транспорт за счет уменьшения издержки на доставку «порожняка», и, наконец, обеспечивается значительный количественный и качественный рост опыта у конечного пользователя CDN.

В целом, нам (Telco 2.0 Инициативе, - прим. мое) нравится тема CDNs в разрезе перспектив Телко 2,0 и мы считаем, что все сети операторов, в том числе мобильные, должны рассчитывать на включение CDNs в свои транспортные сети ввиду следующих причин:
  • CDNs выгодны всем: они приносят пользу как конечным пользователям, так и собственникам сетей и контента
  • CDNs являются прекрасным примером того, как люди могут привносить инновации в Интернет, создавая и предлагая услуги на основе оптовых продаж
  • некоторые «продвинутые» CDNs, такие как Akamai, позволяют судить о будущем, предоставляя понимание каким образом услуги превращаются в платформы.
В докладе «Broadband Business Model 2.0 Report» (платный и довольно дорогой, – прим. мое) рассматривается гораздо большее количество подробностей, имеющих отношение к системам доставки, характерным в сети интернет, и к их экономикам. В том числе чисто P2P-систем, таких, как BBC iPlayer, топологии систем, таких как Joost и IPTV-систем, таких как BT Vision службы. Наряду с указанным там также рассматриваются системы доставки не имеющие отношение к Интернет, такие, как гибридные спутниковые системы, P2P Sky Anytime службы и Virgin Media Video on-demand сервисы на основе кабельных сетей.

4 коментарі:

Илона Кветна сказав...

Олег, а как Вы думаете, востребована услуга CDN в Украине?
И если востребована, то почему никто из глобальных CDN- операторов (тот же Akamai) до сих пор не вышел на украинский рынок?
Спасибо!

Олег Гринчук сказав...

2Ілона: щодо України, то особисто мені за 2-3 останні роки були відомі рівно два випадки, коли інвестори досить серйозно заявляли про свої "хотєлки" в плані створення CDN (я не враховую випадки, коли під заявами про старт CDN розумілись 2-3-4 сервери, поставлені на площадках різних сервіс-провайдерів). І навіть починали щось там фінансувати/робити. Але обидва ці випадки в кінцевому рахунку залишилися нереалізованими з причин відсутності комерційного успіху проектів. Робимо з цього висновок:
1) або дійсно в Україні ринок ще не готовий
2) або реалізація цих проектів була бездарною.
Особисто я схиляюся до 70% / 30% на користь цих двох пунктів. І справді, як зараз переконати, наприклад, українські телерадіокомпанії, що CDN - це для них мало не панацея? І яка буде комерційна віддача (ROI), коли вони навіть погодяться із цим?

До речі, в Росії ситуація із CDN не набагато краща. Хоча там зі скрипом, але таки два проекти стартували (див. http://ngenix.net та http://www.synterra.ru/solutions/3). Здається, це єдині на сьогодні CDN-оператори в Росії. Всі інші проекти (наприклад, супер-пупер розпіарений свого часу RuCDN) припинились.
Народ, котрий "в темі", висловлює думку, що в Росії ринок CDN почне розвиватись лише десь із 2011 року, після закінчення кризи.

Илона Кветна сказав...

Олег, дякую за відповідь.
Я саме зараз працюю над невеликим дослідженням в цій сфері.
Я теж дійшла висновку, що саме зараз CDN має мало шансів в Україні. Але, можливо, якщо грамотно провести інформаційну та PR-компанію, щоб телерадіокомпанії та решта потенційних клієнтів зрозуміли переваги CDN, згодом (через рік - півтора) ми маємо шанси побачити якісь зрушення?
Як Ви вважаєте?
До речі, якщо не секрет, що то були за компанії, що намагалися вийти в Україну?

Олег Гринчук сказав...

2Ілона: я вважаю, що Ви праві :). Але на додаток до всього не слід забувати про мережеву інфраструктуру України. CDN - це просто послуги логістичної компанії (нехай і "цифрової") по передачі бітів інформації. А логістичні компанії розвиваються лише там, де є купа розгалужених маршрутів. І там, де маршрутів "з любої початкової точки А в любу кінцеву точку Б" всього один-два, їм просто нема місця. В цьому випадку або самі клієнти, або оператори і самі можуть прикинути та вибрати оптимальний шлях.
Про одну компанію скажу (бо вже мені можна :)) - це був Датагруп. Я сам (ну, з колегами, зрозуміло. Але приймав найактивнішу участь, бо тоді мало хто знав що таке справжній CDN a la Akamai) цим проектом довго займався :). Про другу кантору не скажу. Забув її назву просто. Вона з того часу виродилась в звичайного провайдера хостингових послуг.