вівторок, 22 липня 2008 р.

Вымпелком построит другой бизнес

"Вымпелком" начал экспансию на смежные рынки. Компания создала специальное подразделение Beeline Ventures «своего рода исследовательскую лабораторию, в которой компания пробует свои силы в различных смежных бизнесах, тестирует бизнес-модели», отмечает генеральный директор «Вымпелкома» Александр Изосимов. Его директором стала Ольга Турищева, ранее занимавшая пост директора по маркетингу «Вымпелкома». Она поясняет, что созданная дирекция по развитию венчурного бизнеса будет заниматься проектами, не имеющими отношения к GSM-связи. «Среди приоритетных проектов подразделения — мобильное ТВ, контент, в дальнейшем мы собираемся расширять этот портфель, — рассказывает она. — По отдельным направлениям мы не исключаем партнерства с другими игроками рынка».

Весной 2007 года оператор представил обновленную стратегию. Помимо прочего она предполагала, что компания займется поиском возможностей для расширения бизнеса за счет новых областей: медийной сферы, мобильного ТВ и цифровых услуг. В «Вымпелкоме» объясняли, что новый элемент стратегии отвечает процессам конвергенции между телекомом, медиа и интернетом. «Это стратегическое направление, отдачи от него можно будет ждать к 2010 году», — рассказывал тогда Александр Изосимов.

В компании пока не называют конкретные проекты, которыми займется новое подразделение. Однако известно, что оно курирует развитие «Доминанты», 75% которой за $10,5 млн «Вымпелком» приобрел в декабре 2006 года. Эта компания обладает лицензией на мобильное цифровое телевизионное вещание в стандарте DVB-H в Москве и Московской области. Сейчас ведется строительство сети, закончить которое в «Вымпелкоме» намерены ко II кварталу 2008 года.

Конкуренты «Вымпелкома» также проявляют интерес к развитию новых направлений. «Мы рассматриваем возможности укрепления бизнеса во всех направлениях мобильной телефонии, которые позволят создать дополнительную ценность для бизнеса группы,— говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. — Наша стратегия основана в том числе и на возможностях конвергенции, в центре которой мобильная связь». Весной этого года АФК «Система» и входящие в нее МТС, «Комстар-ОТС» и «Ситроникс» создали венчурный фонд Coral/Sistema Strategic Fund объемом $75 млн. Предметом инвестиций фонда должны стать технологии, продукты и услуги, которые могут быть полезны компаниям «Системы».

Аналитики указывают, что в условиях текущей насыщенности российского сотового рынка операторам необходимо искать альтернативные технологии и новые направления развития. «В будущем новые ниши могут окупиться, — рассуждает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин, — но только если новые услуги будут востребованы пользователями». Эксперты считают, что такие проекты связаны с довольно высокими рисками. Например, в Европе, где мобильное телевидение начали внедрять несколько лет назад, оно пока не оправдало ожиданий.

Еще более высокие риски связаны с запуском мобильного телевидения по технологии DVB-H. По словам аналитика J’son & Partners Ирины Астафьевой, пока в Россию не поставляют терминалы, поддерживающие DVB-H. И в мире ассортимент таких аппаратов ограничен — производители не спешат расширять линейку в отсутствие устойчивого спроса. Впрочем, по ожиданиям некоторых участников рынка, подобные трубки могут появиться в России уже этой осенью.

Источник: Ежедневная биржевая газета Business & Financial Markets, №169 (675), 17.10.2007
------------------------------------------------------------------------------------------------

Ну так, собственно, что мы здесь видим:

  1. Мобильные операторы наверное таки уяснили, что текущая доходность классических голосовых услуг и SMS не вечна. И имеет определенный тренд к снижению. И посему начали готовиться к диверсификации своего бизнеса и испытанию новых бизнес-моделей. И понимают, что это работа на перспективу, но начинать ее надо уже. И все это есть очень гут :). Но (см. ниже)!
  2. Из приведенной информации не совсем ясно (допускаю, что это пока не ясно и самим операторам):
    • то ли операторы впрямую займутся другими видами бизнеса (о чем свидетельстуют их инвестиции в новые приобретения),
    • то ли они пойдут по пути прямого следования рекомендациям Telco 2.0 Инициативы насчет внедрения двусторонней бизнес-модели извлечения доходов.
Первый вариант imho вряд ли был бы оправдан по двум причинам:
  1. не операторское это дело, заниматься не своим прямым бизнесом - "чисткой сорти..." /(С)/, прошу прощения, профессиональной и качественной передачей битов из точки А в точку Б :)
  2. вряд ли оправданной эффективностью столь больших инвестиций (на приобретение других бизнесов)
А вот
  1. налаживание партнерских связей с "околоинтернетными" компаниями (заместо их скупки),
  2. организацию открытых API к услугам и сервисам всех потенциальных партнеров (в т.ч. к клиентским БД этих партнеров),
  3. совместный выпуск новых продуктов, основанных на таких сервисах,
  4. разработка эффективной и справедливой модели распределения доходов между всеми учаснегами (включающей также механизмы заинтересованности для правообладателей личных данных - т.н. данных о customer experience),
  5. распространение таких продуктов различными каналами сбыта
такой подход imho и впрям был бы эффективен и гораздо менее затратный.

Немає коментарів: