суботу, 11 липня 2009 р.

7 пріоритетних стратегічних областей для нових телекомівських бізнес-моделей

Колись написав був цю статтю для робочих потреб. Час пройшов, то можу вже й сюди закинути. Отже,
----
7 приоритетных стратегических областей для новых телекомовских бизнес-моделей

1 Введение
Статья (вернее, это можно назвать executive summary к самой статье), по мотивам которой разработан настоящий документ, размещена здесь.
Вообще-то данной теме посвящена целая большая аналитическая статья. Которая, к сожалению, доступна либо только членам Telco 2.0 Инициативы, либо по отдельной платной подписке (за немерянные деньги). А настоящий документ рассматривается только как сверхкраткая тезисная аннотация этой статьи (лучше хоть что-то, чем вообще ничего).
Итак, за последний год разговоры в телко-отрасли насчет двунаправленной бизнес-модели (см. все части документа по приведенной ссылке) явно сместились из области вопроса «а что это такое?» в область «а как ее можно внедрить?». И, собственно, в вышеупомянутой статье рассматриваются ключевые приоритетные направления при внедрении такой модели у телко-операторов.
Принципы двунаправленной телко бизнес-модели прочно вошли в обиход операторской отрасли. Ниже приводятся и анализируются результаты ответов участников последних двух Telco 2.0 Brainstorm’ов на два важных вопроса.

Каковы должны быть стратегические приоритеты в условиях текущей экономической ситуации?
  1. В условиях текущего экономического кризиса операторская отрасль должна прилагать усилия в направлении сокращения издержек, повышении эффективности, снижения текучести клиентской базы/повышения лояльности клиентов – 7%.
  2. Испытания новых бизнес-моделей, которые способны генерировать новые виды дохода, важны в ближайшем будущем настолько же, насколько достижение операционной эффективности и сохранение клиентов – 93%.
В основном вся дискуссия вокруг данного вопроса сконцентрировалась на том как двигаться дальше. И нижеследующий текст – это квинтэссенция мыслей участников по данному поводу.

2 Способны ли телко-операторы разработать успешную «платформенную» стратегию?
В Ницце (2009 г.) 48% опрошенных согласились, что такое возможно, но крайне сложно ввиду необходимости соблюдать общепринятые стандарты отрасли и одновременно «быть инновационным». Каждый пятый из респондентов был более оптимистичен, согласившись с тем, что операторы способны сделать это, как никто иной. Они пребывают в уникальных условиях в плане оценки и реализации новых возможностей и создании новой [добавочной] стоимости в эре цифровой экономики. Оставшихся 32% респондента высказались пессимистично, отметив, что розничный и оптовый бизнесы пребывают в конфликте по самой своей природе, и что у сервис-провайдеров просто будет отсутствовать желание переходить от одно- к двунаправленной бизнес-модели.
Telco 2.0 Инициатива считает, что шагом вперед на пути перехода от одно- к двунаправленной бизнес-модели является понимание (операторами) и спецификация end-to-end коммерческой модели (framework’a) для телко-операторов в пределах двунаправленной «экосистемы». Рисунок ниже демонстрирует это на некотором «высшем» [логическом] уровне.

Рис. 1. Двунаправленная телекомовская бизнес-модель: схематическая архитектура

В ходе мозгового штурма, организованном Telco 2.0 Инициативой в Ницце в этом году (май 2009 г.) его участники фокусировались на 7-ми важных аспектах построения двунаправленной платформенной стратегии:
  1. Открытые API (Open API) – как открыть операторские сети для снижения затрат на доступ к ним и/или стоимость транзакций для других ритейлеров.
  2. Розничные сервисы 2.0 (Retail Services 2.0) – как операторам «подружить» (в рамках той единой платформы) собственные ритейловые сервисы и B2B-сервисы, предоставляемые платформой, нацеленные на то, чтобы позволить другим ритейлерам успешно продавать свои продукты и сервисы посредством операторских сетей.
  3. Устройства 2.0 (Devices 2.0) – каким образом телко-операторы должны доступаться к «интеллектуальности» в устройствах (и какой именно) для того, чтобы использовать ее в собственных ритейловых сервисах и стратегиях двунаправленной бизнес-модели.
  4. Корпоративные сервисы 2.0 (Enterprise Services 2.0) – каким образом данные (о клиентах), которыми владеют телко-операторы, способны помочь разрушить барьеры, выстроенные другими операторами на пути прямого взаимодействия с конечными пользователями.
  5. Распространение контента 2.0 (особенно видео) (Content (esp. Video) Distribution 2.0) – насколько телко-операторы способны зарабатывать деньги, помогая в плане восстановления рационального поведения рыночных игроков.
  6. Техническая Архитектура 2.0 (Technical Architecture 2.0) – насколько телко-операторы способны упростить/облегчить доступ к своим ключевым (и до сих пор неиспользуемым) активам – данным о пользователях.
  7. Испытания 2.0 (Piloting 2.0) – как достичь успеха и быстро обучаться.
3 Ключевые приоритеты
Участников мозгового штурма в Ницце попросили выделить два ключевых приоритета, обеспечивающих процветание операторской отрасли в ближайшем году (с предлагаемого перечня деятельностей). Ниже вашему вниманию предоставлены результаты данного опроса.

Рис. 2. Распределение ответов респондентов

Первые три места заняли:
  • новые уровни взаимодействия между сервис-провайдерами
  • лучшее понимание потребностей upstream-отраслей (см. рис. 3)
  • лучшее понимание потребностей конечных пользователей (см. рис. 3)

Рис.3. Upstream-партнеры (левый столбик) и downstream-потребители (правый столбик)
  1. Взаимодействие между сервис-провайдерами нужно для создания новых рынков для upstream- и downstream-пользователей (см. рис. 3). Это потому, что приложение, изначально предназначенное для использования только частью пользователей какой-то одной [операторской] сети, вряд ли будет интересным для всех пользователей всех операторов (здесь имеется ввиду такое качество приложения как, например, интероперабельность услуги SMS).
  2. Понимание потребностей upstream-отраслей (см. рис. 3) является критичным для понимания генерируемых ими цепочек добавленных стоимостей и «больных мест», на устранение которых нацелены новые типы операторских сервисов. Это требует от операторов совершенно нового нетипичного подхода – требуется глубокий анализ внутренних бизнес-процессов «чужих» отраслей, которые к тому же необязательно каким-либо образом связаны с коммуникациями.
  3. Понимание потребностей конечных пользователей всегда необходимо при планировании и имплементации сервисов, но в этом случае тут присутствуют два особенных момента. Первый состоит в том, что настоящие потребности пользователей необязательно связаны с коммуникациями и даже вообще никак не коррелируют с традиционными телко-представлениями. Второй момент состоит в том, что в определенных случаях использования клиентских данных могут возникать довольно непростые вопросы приватности и безопасности, не возникавшие ранее (пример – Google Street View, Phorm и др.). Эти вопросы решаемы, но только на основе глубокого понимания потребностей и чаяний конечных пользователей и самого процесса планирования и внедрения новых услуг, предназначенных для удовлетворения этих потребностей и желаний.

Немає коментарів: