Аналітика даної статті заснована перш за все на фундаментальному дослідженні Telco 2.0 Ініціативи. Окрім того використовуються:
- статистичні дані, взяті із презентації однієї з дослідницьких груп IBM
- інші онлайнові ресурси
- інформація від колег із-за кордону (зокрема із Чехії, Німеччини, Австрії та Норвегії)
- власний досвід.
Я планую дану статтю розділити на дві частини, оскільки розмір її трохи завеликий (як для блог-формату), щоби публікувати одним куском. Отож нижче - перша частина.
------------------------------------------
Будущее сетей широкополосного доступа (broadband). Часть первая.
Содержание (для обеих частей статьи)
- Будущее широкополосного доступа (broadband)
- Предпосылка, касающаяся как фиксированных, так и мобильных операторов
- Характеристика респондентов анкетирования
- Устойчивость бизнес модели ISP
- Голосовые услуги, основанные на широкополосном доступе
- Услуги видео, основанные на широкополосном доступе
- Бизнес-модели, используемые собственниками телекоммуникационных сетей (network operators)
- Так что же, собственно, продается операторами?
- Заключение и выводы
Исходя из результатов опроса порядка 800 представителей участников Telco-отрасли, будущее BSP (Broadband Service Providers) характеризуется следующими трендами:
- Операторы предусматривают столкновение с жесткой конкуренцией на рынке «нетрадиционных» голосовых услуг. По словам одного из докладчиков октябрьского (2007) Telco 2.0 Brainstorm это звучит примерно так: «Телефонная сеть? Нет уж, увольте! Этот рынок невероятно перегружен, и никто уже в него не пытается влезть». Невзирая на то, что объем рынка классических голосовых услуг сохраняется, но маржа, получаемая от персональных коммуникаций (personal communication), перемещается в другие места.
- Доставка контента – это проблема логистики, которая касается многих систем доставки. Операторы, которые сумеют решить общий вопрос доставки контента путем одновременного задействования многих сервисов доставки, неизбежно победят в конкурентной борьбе тех операторов, которые владеют и контролируют лишь один канал доставки.
- Оптовые рынки telco-операторов являются достаточно молодыми и незрелыми и требуют эволюционирования для поддержки принципиально новых бизнес-моделей.
- Telco-инвесторы больше не желают следовать принципу «проигравший ничего не получает» на основе «конкуренции возможностей», хвастаясь своими Сapex’ами.
Предпосылка, касающаяся как фиксированных, так и мобильных операторов
Весь операторский бизнес есть не что иное как бизнес по доставке ценных битов информации. Эта доставка может быть осуществлена при помощи голосовых сетей. Другим таким средством доставки является широкополосный доступ. Он включает, помимо голосовых услуг, также доступ к Интернет, VPN и IPTV.
Широкополосный доступ конкурирует с другими системами доставки информации (например, broadcast TV, телефонные сети с коммутацией каналов, различные физические среды передачи данных) и дополняет их.
По аналогии с физическими товарами, существует великое множество систем по доставке и информационных товаров. Все они зависят от объемов, характера и приоритетов товара: от курьеров на велосипеде до больших контейнеровозов для физических товаров; от телефонных вызовов до широковещательного TV для информационных битов.
Теперь поглядим как эволюционировали коммуникационные системы и системы доставки товаров в коммерческом плане и какие уроки из этого можно извлечь для telco-отрасли.
Ввиду того, что бизнес широкополосного доступа для массового рынка развивается всего лишь 10 лет, можно прогнозировать значительные его изменения в будущем. В частности, много аналогий и полезных уроков в данном плане может предоставить история развития производства и использования контейнеров.
Рынок физических товаров и систем телефонии способствовали развитию широкого круга методов оплаты и бизнес моделей.
Касательно физических товаров были выработаны методы «собери сам» (collect it yourself), «наложенным платежом» (cash-on-delivery), «передоплаченные конверты и посылки» (pre-paid envelopes and packages), «экспресс-бандероли» (express parcels), а также почтовые тарифы первого и второго класса.
Системы телефонии предлагают нам различные биллинговые возможности, основанные на freephone (система, согласно которой звонок по некоторым телефонным номерам является бесплатным, или оплачивается адресатом), национальных, не привязанных к национальным телефонным кодам (non-geographic) и премиум (premium-rate) тарифах. С помощью указанных возможностей пользователи способны получить простой и удобный «упакованный» сервис, включающий в себя, собственно, connectivity, услуги с добавленной стоимостью (VAS), функциональную совместимость, службу поддержки и широкий выбор устройств.
Подобно системам телефонии SMS-услуги содержат собственно SMS-сервис и средства его доставки (транспорт). SMS-бизнес является чрезвычайно популярным и доходным. Доходы от него составляют больше, чем продажи компьютерных игр, музыки и фильмов вместе взятые! Но проблема состоит в том, что SMS-бизнес основан на закрытых системах доставки, что не позволяет внедрять в него инновации, предоставляемые «открытым» Интернетом.
Напротив, Интернет-доступ предлагает избыток товаров, но является относительно незрелым с точки зрения разнообразности коммерческих моделей предложения. BSP как правило предлагают только один продукт: Интернет-доступ. И как правило это предложение основано только на одном механизме оплаты за доставку этих онлайновых приложений: на основе либо «всех под одну гребенку» (one-size-fits-all) статистики, либо анлимитед-оплаты. Причем оплата совершенно не зависит от типов сервисов, используемых клиентом (хотя и существуют важные исключения – больше о них узнать можно из описания фундаментальной карты бизнес-модели Telco 2.0. На этой теме я остановлюсь в отдельной статье - прим. мое).
Примером «недообслуживания» Интернетом своих пользователей может являться небольшой некоммерческий web-сайт, который как правило «ложится» при относительно большом неожиданном всплеске трафика. Это происходит потому, что у его владельцев отсутствуют какие-либо коммерческие стимулы проплачивать более дорогой тарифный план, основанный на серьезных технических изощрениях, гарантирующих работоспособность сайта при резком увеличении его загрузки (количества запросов и трафика). Системы телефонии не подвержены этому т.к. оплата за терминацию телефонного вызова предусмотрена в таком размере, чтобы как минимум компенсировать технические затраты на осуществление этого вызова.
Кстати, даже не надейтесь, что, разместив бесплатно web-сайт из примера выше на Google, удастся избежать вышеописанной проблемы. Вышеприведенный слайд в точности приводит сообщение об ошибке, отправленное на один из Google'вских blog-аккаунтов :).
Вряд ли провайдеры доступа будут также заинтересованы в инвестировании в пропускную способность в интересах Google'а, чтобы он обеспечил для них бесперебойную транспортировку больших объемов трафика. Ведь это означает не что иное, как прямое обогащение Google'a, который «снимет все сливки с доходов».
Исходя из всего вышесказанного, главным вопросом является вопрос «Как BSP может использовать новые для себя бизнес-модели, придуманные в свое время более зрелыми системами дистрибуции, и в то же время сохранить инновационные возможности, предоставляемые Интернетом?» BSP должны создавать и удерживать добавленные стоимости, предоставляемые услугами передачи онлайн-приложений и контента. И самого факта владения NGN и/или IP TV сетью здесь недостаточно.
Доходы от фиксированной голосовой связи снижаются стремительно; от SMS-сервиса – тоже снижаются, но медленно; от мобильной связи - пребывают в апогее. Теория всегда утверждала, что рынок услуг широкополосного доступа будет медленно расти, но, как показала практика, их маржа является низкой.
Участниками Telco 2.0 Инициативы был исследован широкий спектр альтернативных коммерческих моделей. Например, исследовался вопрос «А были бы рекламщики, типа Google, заинтересованы не только в оплате за хостинг контента (через YouTube, Picassa или Blogger), но и за его получение пользователями фиксированной, или мобильной связи на свои конечные устройства?».
Участники Telco 2.0 Инициативы уверены в том, что хотя каждая такая отдельная бизнес модель сама по себе является в коммерческом плане очень маленькой по сравнению с традиционной моделью широкополосного Интернет-доступа, но, вместе взятые, они способны обеспечить BSP значительный доход.
Характеристика респондентов анкетирования
Статистически респонденты анкетирования распределились следующим образом: примерно треть из них была от операторов и ISP, четверть – от вендоров, остальные – консультанты, аналитики и т.п.. Географическое распределение: 40% - Европа, 30% - Северная Америка, 20% - развивающиеся страны, 10% - промышленно развитые страны Азии. Распределение респондентов между занятыми в области фиксированной/мобильной связи составляло соотношение 60/40. И большинство респондентов занимается у себя в организациях решением коммерческих вопросов, нежели технических.
В опросных анкетах содержались четыре вопроса:
- Является ли устойчивой сегодняшняя бизнес модель, характерная для ISP
- Будущее голосовых услуг в мире широкополосного доступа
- Будущее услуг видео как одной из составляющих triple play
- Будущие модели бизнеса и дистрибуции услуг
Вместо большого количества диаграмм и графиков статистического анализа приведем только суть того, что удалось извлечь в результате анализа анкет.
Более того, был произведен анализ макро-трендов в 5-ти и 10-ти летней перспективе. Разумеется, вряд ли кто способен предусмотреть развитие и конкретные действия Google’a, Skype’a и Facebook’a, но в любом случае налицо тенденции удельного роста услуг по поиску информации, VoIP и расширенных социальных онлайновых сервисов.
В telco-отрасли также происходят большие структурные изменения, примером которых может быть создание British Telecom’ом проекта OpenReach. В принципе, многие могли предвидеть появление подобных организационных образований, исходя из тенденций ослабления вертикальной интеграции (что такое вертикальная и горизонтальная интеграция - см. карту бизнес-модели Telco 2.0 здесь).
Устойчивость бизнес модели ISP
Так как же все-таки выглядит будущее широкополосного доступа?
Примерно 20% респондентов рассматривают современную автономную бизнес модель ISP как стабильную в длительной перспективе. В эти 20% входили серьезные, известные в telco-мире лица, которые являлись сторонниками лучшей сегментации целевых рынков, снижения цен и ослабления конкуренции на более консолидированных рынках.
Хотя это и наименьшая часть респондентов (всего 20% от общего количества), но мы не можем игнорировать мнение этой части.
Примерно четверть респондентов считают, что широкополосный доступ «работает» в составе triple play, или quad play бандла из услуг голоса, видео и данных, кросс-субсидируемых «родственными» услугами, обеспечивающими наибольшую маржу доходности. Это мнение как раз является «модным» и бытует в настоящее время.
Но большая часть респондентов все-таки утверждает, что telco-отрасль требует новых подходов и новых бизнес моделей. Причем данный результат статистически равномерно распределен и по географическому принципу, и среди операторов фиксированной/мобильной связи и по рыночным секторам.
Выше приведен слайд, который демонстрирует выводы из урока №1, основанного на опыте отрасли контейнероперевозок. Т.е. тарифы на доставку контейнеров, основанные на ценности включенных в них товаров, не работают. Устаревшие продукты и схемы платежей отмирают. По аналогии с приведенным примером нигде в мире не прижились схемы оплаты и тарифы на услугу «голос премиум-качества».
Вывод: попытки внедрения механизмов биллинга, основанных на ценности содержимого контейнера, или пакета являються тупиковым путем.
Для BSP это означает, что технологии подобные DPI (deep packet inspection) могут использоваться только для (к примеру):
- решения различных правовых вопросов, связанных с контентом (аналог из отрасли контейнероперевозок – рентгеновские лучи для просвечивания контейнеров)
- демонстрации своих технологических возможностей (по запросу пользователя) для, например, приоритезации трафика, чувствительного к задержкам (аналог из отрасли контейнероперевозок – пропуск в первую очередь контейнеров со скоропортящимися товарами).
Однако не стоит рассматривать трафик-шейпинг как главное, или, того более, единственное средство в длительной коммерческой перспективе ввиду того, что интеграция принципиально новых операторских бизнес моделей в старые биллинговые и тарифные схемы не представляется оправданной/возможной. Такая интеграция, с одной стороны, не способна пропорционально отображать, или содержать, затраты оператора и, с другой стороны, не способна генерировать для него сколь либо значимый доход.
Голосовые услуги, основанные на широкополосном доступе
Одним из больших сюрпризов, который приподнес результат анкетирования, было мнение респондентов по двум вопросам:
- насколько быстро сети альтернативных голосовых услуг получат распространение?
- какой будет примерная пропорция трафика голосовых услуг в 5-ти и 10-ти летней перспективе (начиная от сейчас), распространяемых через 4 различные виды телефонии?
Если посмотреть на это через призму роста IP-голосовых услуг (т.е. не на основе коммутации каналов, а на основе коммутации пакетов, non-circuit), то получим следующую картину:
Выглядит так, что WiFi-телефоны, над которыми сейчас смеются, оказываются более опасными, чем было принято думать раньше. Вполне возможно, что операторы столкнутся с неожиданной конкуренцией, когда 90% молодых пользователей примутся общаться через сайты социальных сетей. В самом деле, недавно была опубликована статистика, согласно которой в UK трафик к социальным сетям, превысил таковой для Web-based e-mail сервисов (e-mail порталов) (см. рис. ниже):
Далее, довольно неожиданным является прогноз респондентов, согласно которого большинство всех этих существенных изменений произойдут в течении ближайших 5-ти лет.
Потенциал роста голосового трафика респонденты видят в классе best-effort Интернет-трафика, в котором сейчас передается около трети всего голосового IP-трафика. Использование трафик-шейпинга, разноуровневой приоритезации и традиционных end-to-end QoS гарантирует всем пользователям равномерное его распределение.
Имеет место определенное различие мнений фиксированных и мобильных операторов. Мобильные операторы довольно серьезно присматриваются к возможности выпуска на рынок предложения по транспортной доставке трафика на основе «быстрой примитивной трубы» (fast dumb pipe) и «медленной примитивной трубы» (slow dumb pipe) различных уровней, Причем онлайновые приложения клиентов способны интеллектуально выбирать их для своего функционирования.
Все это наводит на мысль, что, возможно, операторы нерационально (неоптимально) используют слишком много инвестиций, предназначенных для организации сложных NGN-инфраструктур для поддержки голосовых сервисов. Т.е., возможно, такие сложные инфраструктуры вовсе не нужны, и решение операторских коммерческих вопросов вполне способен обеспечить гораздо менее дорогой подход на основе примитивных каналов (dumb pipe) различных уровней.
Все вышесказанное предполагает то, что операторы прежде всего должны сосредоточиться на установлении различных партнерских отношений с провайдерами Интернет-приложений, с помощью которых можно было бы выпустить на рынок предложение «voice ready» IP-connectivity, основанное на иных подходах и отвергающее монструальный и дорогущий унаследованный (legacy) «хлам» в виде поддержки специфичных telco-протоколов и платформ.
Выше приведен слайд, который демонстрирует выводы из урока №2, основанного на опыте отрасли контейнероперевозок.
В определенный период времени некоторые порты, игнорируя факт все большего распространения контейнеров, продолжали обычное усовершенствование своих услуг по разгрузке, основываясь на старой бизнес-модели (не учитывавшей перспективу контейнероперевозок). Их бизнес снизился вдвое и они просто-напросто прогорели. Например, Манхеттенские пристани напрочь вытеснил Ньюарк. Другие порты выбрали тактику выжидания, стремясь увидеть к чему же приведет распространение контейнероперевозок. И тоже «вылетели в трубу».
Лондон, будучи одним из наиактивнейших мировых морских портов, полностью свернул свою деятельность в этом плане. А вот Дубаи (ОАЭ), осуществив крупные инвестиции в новую модель деятельности, характеризирующуюся низкой затратной частью, превратился в один из крупных портов.
Резюмируя вышесказанное, скажем так: победил тот, кто «застолбил» новые цепочки формирования добавочной стоимости.
Для операторского мира с их NGN- голосовыми сетями тут видны четкие уроки. Стоимость технологии услуг широкополосного доступа падает, их объем растет, и ценность компонентов голосовых услуг стремится к нолю. Кроме того session control (софтовая часть голосового приложения) является всего лишь очередной ИТ-функцией, выполняющейся на большом сервере. И оператор не может выставлять своим клиентам отдельный счет за эту функцию в дополнение к оплате клиентом обычной услуги по server hosting’у. Фактически такое приложение подобно услуге e-mail, за которую давно не взимается никакой отдельной оплаты. А она является всего лишь составной частью какого-нибудь телекоммуникационного продукта.
Посему IP Voice ничего само по себе не прибавляет к существующим triple play, либо quad play бандлам и может рассматриваться как механизм снижения цены (по сравнению с «классической» телефонией) лишь в старых бизнес-моделях. И IP NGN Voice сервис, продаваемый на основе повремянки, не представляет (подменяет) собой бизнес-модель, основанную на «новых» подходах.
Услуги видео, основанные на широкополосном доступе
Результаты обработки пунктов опроса, касающихся видеосервисов, оказались несколько менее драматичными, по сравнению с вопросами, касавшихся голосовых сервисов. Респонденты в данном вопросе отнеслись к унаследованному иными отраслями опыту гораздо внимательнее. Все респонденты расположены считать услуги Интернет-видео больше в качестве открытых возможностей и перспектив, чем в роли опасности для своего бизнеса. (Только в телекомах возрастание спроса на свои услуги может рассматриваться как проблема (без смайла!). Это связано с тем, что они опасаются несоразмерности затрат на организацию полноценной подачи услуг видео по сравнению с прибылью, получаемой от этих услуг).
Медленное сокращение удельного веса услуг broadcast TV и продаж DVD совпадает с медленным ростом различных форм онлайновой доставки контента. Различные формы Интернет-доставки, начиная от multicast IP и заканчивая peer-to-peer file sharing также демонстрируют примерно такие же тенденции к сокращению своей удельной части.
Однако тут существуют иные интересные вещи, к которым следует присмотреться более внимательно…
Перспективным вариантом для операторов является организация сервисов по доставке, рекламе, e-commerce, сервисов кеширования не только для собственных, но и сторонних (партнерских) видеопорталов. Это не является сюрпризом; могли бы Вы представить себе, к примеру, веб-ресурс, на котором существует возможность выбора только между двумя порталами, принадлежащими оператору лично? И какова была бы его популярность у клиентов? То же самое применимо и к видео.
Экономическая миграция, фрагментация согласно различных культур и контент, создаваемый конечными пользователями подтверждают мысль о том, что операторам необходима диверсификация агрегирования, рекомендаций, фильтрования и демонстраций различных технологий.
Выбор между двумя возможностями построения IPTV решений - на проприетарной, либо открытой контентной платформе - дает вполне конкретный ответ в пользу последней как более доходной. (Медленный поступательный рост сервисов BT Vision предполагает, что их успех скорее основан на решительном отказе от аналоговых технологий, чем на позициировании себя как TV-провайдера. Вот почему бы телко/ТВ-операторам не организовать некие центры, в которых смогли бы в полной мере проявиться таланты и инновационные идеи сторонних предпринимателей?).
В любом случае оба указанных варианта (проприетарные, либо открытые контентные платформы) наносят удар по нежеланию инвесторов вкладывать деньги в технологии доставки видеоконтента. Уже сейчас позиции операторов как мобильной так и фиксированной связи достаточно хороши в плане их содействия развитию всего рынка видео, а не только сравнительно узкой ниши «TV over IP». Однако полезность их нынешних действий можно сравнить с пользой речного парового буксира на железной дороге, построенной с помощью и ориентированной на IP-технологии. Отсюда можно сделать вывод, что telco-операторы в действительности тратят неоправданно много инвестиций для эмуляции широковещательного TV и слишком мало для использования и развития именно уникального характера online-среды.
Малоприбильный (если вообще хоть сколь-либо прибыльный) P2P-трафик и «прожорливые», но не желающие платить, пользователи являются повсеместным явлением и представляют собой головную боль для операторов. Операторы наперегонки изощряются в методах сокращения издержек, чтобы получить для себя больше прибыли вместо того, чтобы задуматься над созданием экономических и тарифных моделей, при помощи которых можно «наказать» таких пользователей. (Примечание мое: здесь приведен пример одного из возможных вариантов такой модели. Другой возможный вариант – это т.н. принцип fair play, который на моей памяти был внедрен консенсусом в операторском мире в Чехии, и который очень и очень там прижился (я просто не слишком следил за другими странами в то время). Он заключается в том, что пользователю какого-либо unlimited-тарифа устанавливается верхняя планка месячного объема трафика, величина которой зависит от его используемой полосы пропускания. По достижению этого объема ширина полосы пропускания пропорционально уменьшается до определенного минимума и остается такой аж до истечения календарного месяца).
На рынке музыкального контента Apple iTunes заняли нишу, являющуюся ключевым узким местом в цепочке его распространения. Может ли такое же произойти и для рынка online-видеоконтента?
Респондентам было предложено на выбор четыре сценария доставки online-видеоконтента конечному пользователю:
- Напрямую от собственника контента, либо его издателя;
- Напрямую от единственного монополиста-оператора (монополиста в плане распространения такого контента);
- Разнородный фрагментированный рынок, где в роли распространителей online-видеоконтента доминируют telecom-компании;
- Разнородный фрагментированный рынок, где в роли распространителей online-видеоконтента доминируют не telco-компании.
Ответ респондентами данного опроса был дан следующий: «Вероятнее всего рынок online-видеоконтента будет фрагментирован, с присутствием на нем многих агрегаторов. И доминировать на этом рынке в качестве агрегаторов будут не telco-компании».
Т.е., еще раз: «triple play» никак не сможет охватить все богатство и все преимущества B2B (business-to-business) моделей, использующих много разнородных партнерских связей и много различных цепочек формирования добавочной стоимости. В подтверждение этого один вопрос: вот как, к примеру, конкретный Telco TV-дистрибьютер сможет удовлетворить:
- желание одного из участников Telco 2.0 инициативы смотреть специализированные программы-лекции на экономическую тематику,
- и одновременно интерес его жены, литовки по национальности, к свежим событиям из Литвы?
Ответом будет: «А никак». Это невозможно по чисто экономическим причинам. Экономически невыгодно конкретному Telco TV-дистрибьютеру содержать в своем портфолио столь специфические и разнородные ТВ-программы, предусмотренные для очень узкого круга потенциальных зрителей.
Следующий урок, полученный от индустрии перевозок, состоит в том, что когда имеешь дело с перемещением, перегрузкой, переупаковкой больших партий товара, то укрупнение их юнитов (неделимых блоков товара: контейнеров, пакетов, поддонов, мешков и т.д.) является экономичным и оптимальным только до определенного предела. «Правильный», крупный бизнес, основанный на сетевой инфраструктуре, требует для своего нормального функционирования и развития крупных же поступлений и большой загрузки. Например, нет смысла строить какой-либо новый порт в окрестностях Роттердама. Просто потому, что вряд ли им воспользуются какие-либо суда. Это, кстати, хорошо объясняет источник основных поступлений бизнеса Akamai Technologies. Он лежит в плоскости наиболее крупных CDNs (content delivery networks) – там происходит наиболее значительная аккумуляция контента, а значит и денег. Ниже приводится пример модели доставки контента Akamai к конечному пользователю.
(продолжение следует)
Немає коментарів:
Дописати коментар