неділя, 14 вересня 2008 р.

Будущее сетей широкополосного доступа (broadband). Часть вторая.

Друга (і остання) частина статті.
З першою можна ознайомитися тут.
--------------------------

Будущее сетей широкополосного доступа (broadband). Часть вторая.

Содержание (для обеих частей статьи)
  1. Будущее широкополосного доступа (broadband)
  2. Предпосылка, касающаяся как фиксированных, так и мобильных операторов
  3. Характеристика респондентов анкетирования
  4. Устойчивость бизнес модели ISP
  5. Голосовые услуги, основанные на широкополосном доступе
  6. Услуги видео, основанные на широкополосном доступе
  7. Бизнес-модели, используемые собственниками телекоммуникационных сетей (network operators)
  8. Так что же, собственно, продается операторами?
  9. Заключение и выводы


Бизнес-модели, используемые собственниками телекоммуникационных сетей (network operators).



Еще один довольно неожиданный результат опроса: респонденты наравне с двумя доминирующими на сегодня моделями (конкуренция на основе возможностей и на основе выноса отдельных бизнес-направлений в отдельные структуры) присвоили высокий рейтинг и третьей бизнес-модели, основанной на кооперации telco-операторов. Но во главе рейтинга пока все-таки остаются первые две бизнес-модели.

Довольно сложным и спорным вопросом является вопрос структуризации движущих сил бизнесов каждого из операторов для их совместного (или кооперативного) управления общими активами. Финансовая отрасль уже имеет опыт создания таких структур, позволяющих совместное использование активов и ресурсов (которые находяться либо в совместном владении, либо в частном, но с особым статусом) для свого операционного бизнеса. К тому же эти ресурсы управляются таким образом, чтобы сохранить определенные барьеры для доступа к ним (членам такого конгломерата-«кооператива» необходимо удовлетворять определенным требованиям). Например, чтобы стать членом сети VISA необходима банковская лицензия, которая стоит больших денег.
Телекомы и компании, имеющие отношение к разным Интернет-бизнесам, уже имеют определенные структуры, позволяющие совместное использование определенных ресурсов и активов (например, управление номерными ресурсами, адресными полями, маршрутизацией, интерконнектом и проч.), но вполне могут эмулировать также структуры, «придуманные» и используемые иными отраслями.

Основной доход от бизнеса по морской доставке большегрузных контейнеров постепенно переместился в направлении от морских путей (владельцев судов) к портам.
Если провести аналогии с telco, то «морские порты» - это места возникновения (производства) контента, или его прохождения (шлюзования) между системами доставки (например, места стыков CDN’ов и сетей широкополосного доступа; стыки между широковещательными сетями и DVRs (digital video recorders). Реальными примерами таких мест являются места, подобные Googleplex, или сети доступа для подключения всех желающих к контентным сетям Google, либо Akamai.
Традиционно экономики телекомов сосредотачивались и доминировали на рынках услуг сетей доступа и дальней связи. AT&T образца ранних лет был монополистом на рынке дальней связи, что давало ему колоссальные преимущества и аргументацию в переговорах о покупке локальных операторов с последующим их аффилированием в единую сеть Bell. Данные действия основывались на ошибочном мнении, что это поможет развитию сети дальней связи путем перемещения ее узких мест (bottlenecks) в сторону сетей доступа. Это привело к тому, что сейчас Штаты столкнулись с ситуацией дуополии (дуополия – это монополия двух рыночных игроков), существующей в сетях доступа, и сверхприбылями этих дуополистов. Вместе с этим провайдеры беспроводной связи наслаждаются монополией в области продаж продуктов, основанных на монопольных лицензиях на радиочастоты, в большинстве рыночных ниш.
Однако Европа движется в направлении структурного разделения (выноса отдельных бизнес-направлений в отдельные структуры), или открытого доступа к фиксированным сетям. Домашним и бизнес-офисам операторы фиксированной связи предлагают WiFi, а операторы сотовой связи – femtocell-варианты. С течением времени локальный доступ перестает быть узким местом. Кроме того, существует множество физических трасс, технологий распространения и поставщиков услуг по доставке данных между удаленными точками - будь то трансокеанские кабеля, или конкурирующие между собой беспроводные backhaul технологии. Поэтому владельцы сетей передачи не могут похвастаться сколь-либо значительными дивидендов от их эксплуатации. В отличие от собственников точек обмена трафиком между различными системами доставки, которые (точки) характеризируются всевозрастающей прибыльностью и популярностью среди поставщиков [контента].

Так что же, собственно, продается операторами?
Сегодня ожидания операторов связаны с тем, что их клиент будет покупать очередной тарифный план на услуги доступа к каждому своему устройству, или очередному месту проживания (даже временному). Операторы продают «линии». Либо физические, либо виртуальные (посредством SIM карт). Но позвольте усомниться в перспективности такого подхода с точки зрения будущего.

На самом деле все, чего желает клиент - это иметь возможность подключить свой телефон и ноутбук к Интернету вне зависимости от места своего нахождения. В данное время в ответ на столь казалось бы простое и обычное желание, клиенту предлагают различные тарифные планы и варианты подключений, зависящие от того, какими устройствами и технологиями доступа использует клиент. Но все «из одних рук» (провайдера доступа). (Первый вариант предполагает использование телефона в качестве 3G-модема, подключенного к ноутбуку через USB-кабель; второй - отдельный 3G USB-модем; третий - WiFi). Такой подход совершенно не стимулирует клиента, сидящего в кафе с дешевым WiFi-доступом к Интернету, использовать свой мобильный телефон в качестве 3G-модема, подключаемого к ноутбуку для крайне дорогого доступа в Интернет через операторскую 3G-сеть.
Кроме того, клиент может являться любителем скачивания файлов в peer-to-peer сетях, а, соответственно, коммерчески безнадежным с точки зрения его доходности для оператора. Или он, возможно, просто хочет изредка проверить свою электронную почту и немного побраузить с помощью своего мобильного телефона. Каким образом оператору установить рациональные цены на подобные продукты? Какие существуют альтернативы?

Пользователям был предложен выбор из 3-х вариантов (см. выше) предоставления услуг широкополосного доступа. В связи с этим исследовались отношения пользователей к различным портфолио и тарифным планам:
  • Согласны ли клиенты пользоваться услугой неограниченного просмотра веб-страниц с помощью браузера, а слушать радио в Интернете – за дополнительную оплату?
  • Согласен ли клиент платить за доступ к Интернет в зависимости от типа подключаемого устройства? При этом цена на услуги доступа будет варьироваться в зависимости от типов устройств: для smartphone, ноутбука, наладонного компьютера и мобильного телефона цены будут различными.
  • Третий вариант - пользователю просто предоставляется набор полномочий по активации любого устройства или сети, с которыми эти пользователи соприкасаются, а операторы выставляют счета за предоставление таких возможностей.
В результате пользователи заявили о предпочтительности третьего варианта, когда им предоставляется полная свобода действий, независимо от используемых приложений, устройств, или тарифных планов.
Сотрудничество British Telecom с FON Community является первым шагом на пути к реализации описанного третьего варианта (предоставление услуг «connected lifestyle»). Системы Picocell также имеют определенный потенциал для разрушения традиционной бизнес-модели, основанной на продаже каналов доступа (линий). Вот реальный пример из бизнеса мобильных операторов: они должны признать существующую тенденцию к дивергенции устройств и возрастанию числа клиентов мобильной связи с несколькими телефонными аппаратами и несколькими SIM-картами от различных операторов. Не заставляйте пользователей отказываться от своих телефонов (рабочего, домашнего, мобильного-1, мобильного-2 и проч.), но и не принуждайте их менять свои SIM-карты в зависимости от своего местонахождения, времени суток и своих задач! Дайте пользователям единый телефонный номер и единый интерфейс, чтобы их устройства могли удобным образом общаться между собой!

Новые, более естественные и легкие пути комбинирования устройств и сетей для продажи основанных на них продуктов, неизбежно потребуют эволюционирования всего рынка продаж.
Представителям BSP (broadband service providers) был задан вопрос «Как повлияет на ваши доходы ситуация, если вдруг волшебным образом убрать с существующего рынка все подобные негативные моменты?» Т.е., если каждый желающий сможет создать свой продукт, чья цена уже будет содержать цену коннективити, и представить его на продажу через любого провайдера. И совсем не надо быть компанией сравнимой с Google, Yahoo!, или RIM, чтобы договориться о продаже такого своего продукта через любого SP, или специально озабочиваться какими-либо вопросами интеграции различных форм биллинга.
Знаете что ответили BSP? – В такой ситуации они спрогнозировали рост своих доходов на 50% и более. И, соответственно, прямой прибыли. Так сколько же прибылей теряет отрасль широкополосного доступа из-за своей неспособности правильно формировать (из различных составных частей – прим. мое) и продавать свои продукты посредством многих (а не одного, традиционного) каналов доставки?

Даже более прибыльнее, чем морские порты, являются агенты (логистических компаний – прим. мое), в чью задачу входит осуществление и сборка всего комплекса мероприятий для предоставления конечным пользователям логистических услуг end-to-end с формированием для них всех необходимых цепочек поставок наиболее оптимальным образом (согласно заданных параметров экономичности, скорости доставки и проч.). В telco-мире - это оператор, который способен собрать воедино множество фиксированных и мобильных сетей, систем доставки контента, B2B-связей и лучших на рынке провайдеров контента и приложений.
Для telco-операторов критичным фактором в плане развития персонализированных портфолио продуктов, включающих коннективити, устройства и приложения, является создание соответствующей, более богатой по возможностям, бизнес-модели оптовых продаж. Наиболее жаркой предвидится борьба на рынке B2B, а не на рынке розничных продаж конечным пользователям. Факт разорения большинства виртуальных мобильных операторов подтверждает, что рынок не заинтересован в создании большого числа мини-операторов. Он заинтересован в большей гранулированности предлагаемых услуг.

Заключение и выводы

Телекомы готовятся к переходу на многонаправленные (многоразмерные) бизнес-модели. Google, вероятно, не против платить за доставку видеоконтента з YouTube, поддерживающего рекламные объявления, совсем как обычный конечный пользователь. В свою очередь telco-операторы также будут заинтересованы в содействии распространению продуктов Google и им подобных, помогая в доставке целевой рекламы. Google будет заинтересован в получении финансовых данных о клиентах операторов для использования при оценке собственных рисков, связанных с кредитованием своих клиентов (например, общие black lists – прим. мое). Telco-операторы являются обычными логистическими компаниями, помогающими доставлять соответствующие данные в соответствующее время в соответствующее место. Все это кардинально отличается от нынешних попыток и выполнять функции «тупой трубы» (dumb pipe), и одновременно стремиться быть медиа-компанией, или end-user сервис-провайдером.

Когда вы покупаете какое-либо электронное устройство, оно обычно достается вам вместе с аккумуляторными батареями. Об этом уже позаботились производители этих батарей. Они договорились с поставщиками соответствующих электронных устройств. И продают свои батареи как конечным пользователям, так и производителям электронных устройств. Точно так же BSP должны научиться продавать услуги коннективити не только «сами по себе» и не только конечным пользователям. Они должны научиться продавать их соответственно гранулированными и должным образом «упакованными» в составе продуктов (приложений, услуг и данных), производимых и продаваемых третьими сторонами. Которые конечный пользователь станет покупать еще с большим удовольствием и рвением.
Сегодня же вместо полноценного продукта конечным пользователям операторы предлагают, образно говоря, сырье. Или в лучшем случае полуфабрикат. Что не идет на пользу ни пользователям, ни операторам, ни производителям сопутствующих услуг, ни продавцам.

Немає коментарів: